Эксперт: Проблемы с поставками нефти напрямую связаны с политикой
За последние несколько дней российская нефть успела вызвать недовольство сразу у нескольких близлежащих государств. Вопросы к качеству «черного золота» возникли у Беларуси, Польши и Чехии, которые приостановили отбор. Впрочем, поставки довольно быстро возобновились.
«ВМ» спросила у директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, стоит ли искать здесь политику в противовес заявлениям вице-премьера Дмитрия Козака.
— Конечно, это политика. Не секрет, что наши отношения с белорусами сейчас напоминают дружеский боксерский поединок. Вроде бы и хорошие отношения, но лупим по всем частям тела и отвечаем ударом на удар. Мы устроили налоговый маневр, Беларусь решила повысить транспортировки нефти через свою территорию на 23 процента. В ответ мы запретили реэкспорт европейских яблок через их страну, они заявили что срочно нужен ремонт трубопровода. И вот мы арестовали известного белорусского банкира Хотина, после чего возникла история с хлором.
Впрочем, отметил эксперт, судя по заявлениям «Транснефти», технические неполадки все таки были. Однако одно дело заявить, о том, что небольшая часть поставленной нефти действительно имела превышения нормативов по хлору. Но это вполне решаемая ситуация. Соответственно, большого ущерба Беларусь понести никак не могла. Можно с уверенностью утверждать, что в условиях настолько драматизированных отношений между государствами, Минск намеренно начал раздувать из этой нефтяной мухи огромного слона.
— Белорусская сторона заявила о 100 миллионах долларов ущерба. Причем, если обратить внимание на сообщение, то можно заметить, что слово «ущерб» потихоньку сменилось на «упущенную выручку». Ну а что это такое? Беларусь сама начала останавливать поставки нефтепродуктов дальше. Да и самой нефти, — подчеркнул Константин Симонов. — Здесь Беларусь просто «погнала волну», и у меня возникает ощущение, что сейчас Москве придется начинать разбираться с поставками. Польша начала декларировать приостановку, Чехия и Германия в этом вопросе тактически молчат. Я не исключаю здесь элемент подверженности панической атаке.
Поэтому можно предположить, что на фоне выкриков Беларуси соседние государства, особенно те, кто к нам настроен не самым дружелюбным образом, эту волну на всякий случай принимают и параллельно пытаются самостоятельно разобраться что там и как. Кроме того, с технической точки зрения если и было попадание хлора, то их легко сепарировать, так как у них с нефтью разный вес, достаточно чтобы последняя отстоялась, чтобы хлор испарился. Таким образом, эта проблема решается за несколько дней. Поэтому данная ситуация, вероятнее всего, сознательно драматизирована.
— Так получилось, что на эту удочку попались и соседние государства. По Польше и Чехии данный вопрос будет утрясен максимально оперативно. А вот с Беларусью вопрос остается, тем более что 26 апреля состоятся переговоры между нашими странами. Но тут уже дело не в хлоре, а в наших общих политических отношениях, которые переживают очередной непростой период. Беларуси сейчас надо погромче покричать и что-нибудь для себя на этом фоне выторговать, — заключил Константин Симонов.
Читайте также: Транзит российской нефти через Белоруссию на Украину продолжается