Политологи назвали условия, при которых отношения между Россией и Британией нормализуются
Издание The Spectato спросило британского премьер-министра Бориса Джонсона, менял ли он когда-нибудь свое мнение. Премьер ответил «да». Якобы он раньше верил в перезагрузку отношений с Россией, «вместе с которой сражались с фашизмом», но понял, что «ошибался».
Борис Джонсон известен умением играть на публику. Можно ли верить в искренность его заявлений о нереальности перезапуска отношений Лондона и Москвы и возможен ли этот перезапуск в принципе? С такими вопросами «Вечерняя Москва» обратилась к экспертам-политологам.
Старший научный сотрудник центра британских исследований Института Европы РАН Кира Годованюк оценивает слова Джонсона как сигнал к тому, что улучшений в отношениях ожидать не стоит.
— Если заявление Джонсона — не фейк, то это программная установка и для внутренней аудитории, и для своих союзников. Некий сигнал и посыл к тому, что никаких предпосылок для кардинального изменения отношений с Россией нет, — прокомментировала она.
Эксперт отметила, что с 2014 года в российско-британских отношениях выработался тренд на ухудшение связей. После «дела Скрипалей» отношения фактически заморожены. Годованюк напомнила, что накануне предвыборной кампании каждая из сторон — и консерваторы, и лейбористы — пыталась уличить другую сторону «в сговоре с Москвой».
— Российская карта — это уже элемент внутренней политики. Поэтому никаких предпосылок для улучшения отношений нет, — добавила британовед.
Исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок видит в признаниях Джонсона чистую спекуляцию. Политики часто прибегают к истории для оправдания своих действий.
— Все политики спекулируют историей для обоснования своей актуальной политики. Условно говоря, «мы с одной страной были союзниками, и поэтому сейчас тоже дружим». Об этом говорит не только Джонсон, но и многие другие политики. Скорее всего, он имел в виду, что боевое братство стран не определяет их текущую политику, — сказал Бышок.
Похоже, нынешняя политика Британии исключает любые надежды на улучшение отношений с Россией. Лондон не смирился с вхождением Крыма в состав России, с историей о Скрипалях на своей территории, агитирует за санкции в НАТО и ЕС против нашей страны. Возможно ли при таких условиях сдвинуть дипломатию с «мертвой точки»?
Эксперт центра британских исследований Института Европы РАН Кира Годованюк отметила, что для этого Великобритания должна уважать национальные интересы России.
— Великобритания как наиболее активный лоббист санкций и сдерживания России вменяет ей в вину и украинский кризис, и крымский вопрос. Уступки, которых требуют Запад и Британия, если даже Россия на них и пойдет — хотя Москва прочно стоит на своих позициях, — не удовлетворят Запад. Перезагрузка возможна, только если будет понимание, что у России есть свои национальные интересы, — подчеркнула Годованюк.
Ее коллега Бышок тоже сомневается в перезагрузке. Она достижима только в случае глобальной угрозы, которая сплотит Лондон и Москву.
— Нормализация возможна при двух условиях. Либо при серьезном вызове, с которым столкнутся обе страны. К таким вызовам не относится ИГ*. Это могут быть какие-то климатические катаклизмы. Либо должно пройти время. Если в течение какой-то обозримой перспективы не будет никаких конфликтов между ЕС и Россией, тогда за давностью лет какие-то вещи могут забыться, — заметил Бышок.
*«Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014 г.
Читайте также: Скажутся ли новые санкции США на экономике России