Фото: Джастин Гриффитс-Уильямс/ РИА Новости

Франция — из ЕС, Шотландия — из Британии: к чему может привести Брексит

В мире

Выход Великобритании из Евросоюза повысил центробежные тенденции в королевстве. Власти Шотландии готовы провести референдум о независимости. Северная Ирландия остается в едином рынке и может постепенно выйти из-под контроля. На Гибралтаре тоже высоки сепаратистские настроения, и 18 января главный министр Фабиан Пикард заявил о намерении присоединиться к Шенгенской зоне.

Насколько вероятен распад Соединенного Королевства

Исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок допускает такой сценарий, но его реализация будет зависеть от демографического фактора.

— В Северной Ирландии сейчас католиков и англикан примерно поровну. Если через несколько лет первая группа станет доминировать, ирландцы могут потребовать референдума о независимости. Затем о нем заявят в Шотландии, где пока, согласно соцопросам, число сторонников и противников сопоставимо, — прокомментировал британовед.

Что касается Гибралтара, то основное население там составляют испанцы. Их новый статус устроит только при отсутствии «жесткой» границы с Испанией, полагает Бышок.

Напомним, на референдуме по Brexit в 2016 году большинство населения Англии и Уэльса проголосовало за выход из состава Европейского союза. В Шотландии и Северной Ирландии выступили резко против.

Не из большой любви к ЕС

Эксперт обратил внимание, что сепаратизм в Великобритании, в отличие от других стран, носит скорее не территориальный, а этнорелигиозный характер.

— Стремление «неанглийских» территорий Великобритании остаться в ЕС связано не с лояльностью к Европарламенту или флагу Евросоюза, а с антагонизмом к английскому доминированию, которое, с точки зрения националистов, не дает неанглийским народам Британии свободно развиваться, — уточнил Бышок.

Сепаратистские настроения в Шотландии существуют давно. Хотя территориальная единица находится в составе королевства уже больше трех веков, шотландцы обсуждают вопрос целесообразности нахождения в составе Великобритании со дня заключения союза с Англией в 1707 году. На политический уровень дискуссия вышла в 1930 годах с появлением Шотландской национальной партии, но первый референдум о независимости прошел лишь в 2014-м. На нем 55 процентов шотландцев проголосовали против независимости.

Брексит дал стимул сепаратистским настроениям, говорит заместитель директора Центра «Банки и кредитная политика» Института Европы РАН Анатолий Бажан.

— Шотландцы хотят воспользоваться ситуацией. Желание выйти из состава Великобритании существует давно, — сказал он.

Шотландская нефть

Что получат шотландцы в случае выхода из-под опеки Лондона, кроме возможности быть ближе к ЕС и хвастаться суверенитетом? Нефть.

— Стимул состоит в том, что те месторождения нефти и газа, которые находятся на территории Шотландии, являются лакомым кусочком для элиты, — отметил Бажан.

Если провести морскую границу по срединной линии, как предусматривает Конвенция ООН по морскому праву, около 90 процентов залежей нефти в Северном море перейдет Шотландии. Текущие запасы оцениваются в 24 миллиарда баррелей. Их хватит на 30–40 лет интенсивной добычи.

Дурной пример заразителен

Следует учесть, что Брексит потенциально создает угрозу не только Соединенному Королевству, но и самому Европейскому союзу. «Дурной пример» может оказаться заразительным. На протяжении этих четырех лет со дня референдума в Британии в СМИ появились такие термины, как Frexit, Gerexit, Grexit и Itaexit. На фоне миграционного и финансового кризисов в ЕС о выходе из него начали говорить во Франции, Греции, Италии и даже Германии. По одному из опросов, около половины немцев хотят референдума о независимости.

Наиболее вероятным кандидатом на выход из Евросоюза могла быть Франция, полагает Анатолий Бажан.

— После Британии Франция — вторая страна с наибольшим дефицитом торговли с ЕС. Это продолжается уже на протяжении десяти лет. Выход был бы лекарством для преодоления дефицита. Экономически французам невыгодно нахождение в ЕС. Хотя нынешняя политика состоит в укреплении союза, в случае прихода к власти других сил ситуация может измениться, — заметил экономист.

Собственно, одним из мотивов самой Великобритании в пользу независимости от ЕС наряду с борьбой против миграции была экономика. Из десяти главных торговых партнеров Лондона восемь — страны Евросоюза, с шестью из которых торговля для Британии является дефицитной.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Брексит — это вам не Мегзит: у Британии большие проблемы

Колонка обозревателя «Вечерней Москвы» Мехти Мехтиева

Что же касается России, то на нас скорее будут влиять тенденции, которые проходят в самом Евросоюзе. Британия никогда не занимала существенной доли в российском экспорте, в отличие от Центральной Европы (далее...)

amp-next-page separator