«Некоторым заколачивали двери»: жительница Китая рассказала, как страна справилась с эпидемией
В Китае выздоровели 94 процента всех зараженных коронавирусом. КНР оказалась в числе первых стран, где практически смогли победить эпидемию COVID-19.
О том, что происходило и происходит на территории Китая сейчас и как преодолевается угроза распространения коронавируса, «Вечерней Москве» рассказала блогер Мария Чернецкая, также известная как «Маша по-пекински», проживающая и работающая вместе с мужем в Китае.
— Мария, где вы родились и как попали в Китай?
— Я сама с Урала, из Екатеринбурга. Я приехала на учебу в 2010 году, мне было 17 лет. Мне был интересен Китай — язык, культура. Россия в этот период снова стала развивать партнерство с этой страной, я подумала, что это перспективное направление, и решила получить интересную профессию переводчика.
— Где вы учились?
— Я достаточно много путешествовала по Китаю, училась на маленьком острове Хайнань. Это юг — теплое море, пальмы, кокосы… Родители решили, что там уютнее и спокойнее. Я отучилась семестр, потом переехала в город Шэньчжэнь провинции Гуандун. Потом училась в Гуанчжоу — одном из самых древних городов Поднебесной, раньше его называли Кантон. Далее был Пекин: окончание университета, работа в Международной федерации кунг-фу, занятия спортом. Потом мы с мужем решили переехать из шумной столицы Поднебесной в провинцию, живем в Куньмин, здесь гораздо спокойнее и тише (Куньмин — городской округ в провинции Юньнань на юго-западе Китая, население 6 250 000 человек — прим. «ВМ»). Сейчас я переводчик с китайского и английского.
— Знаком ли вам Ухань?
— В Ухане я была года четыре назад. Крупный город (население более 11 миллионов — прим. «ВМ»), очень контрастный — современные районы и старинные постройки. Много парков, толпы иностранцев, известный университет. Рынок Уханя мало отличается от рынков других городов. Большинство китайцев не верят, что COVID-19 «появился из-за летучих мышей». Китайцы очень болезненно восприняли версию, что во всем виноваты торговцы Уханя и антисанитарные условия. Они изначально покаялись перед всем миром. Но появились новые данные, и люди склоняются к предположению — коронавирус был получен искусственно и специально завезен в Китай представителями одной очень крупной западной страны. У меня также сомнения насчет рождения вируса на китайском рынке. Но прямых доказательств этого пока что нет.
— Где вас застал коронавирус?
— Так получилось, что нам с мужем повезло. Совершенно случайно, когда еще не было понятно, насколько это страшная болезнь, в конце прошлого года мы поехали домой, в Россию, на новогодние каникулы. И потом, когда пик эпидемии спал, мы вернулись в Китай — успели это сделать до перекрытия границ. Обратно летели из Екатеринбурга в Пекин через Москву, так еще было можно.
— Не страшно ли было снова лететь в Китай?
— О коронавирусе в первых числах нам стали писать китайские друзья. Я даже не отнеслась к этому серьезно. Вначале была история про доктора из Уханя, который первым стал «бить в колокол». Его даже судили за панику, но потом оправдали. Потом в сети интернет пошла волна страха и появились отзывы пользователей, которые во всем обвиняли китайцев, — это были ненависть и одновременно ужас. Писали и всякие глупости, типа «вирус действует только на азиатов». Мы узнали, что в провинции Юньнань больше нет случаев заболевания, и решили возвращаться.
— Что вы видели в пути?
— В Китай мы вылетели в начале марта, а 26 марта Китай закрыл границы и перестал кого-либо к себе пускать. На рейсе Екатеринбург — Москва из всех пассажиров только мы с мужем были в масках. Наши люди вируса не боятся. Некоторые пассажиры даже говорили: «Пусть вирус боится нас!». На самолете, летящем из Москвы в Пекин, без маски был уже только один гражданин из 400 пассажиров. Судя по всему, он очень хорошо «продезинфицировал» себя изнутри и спал. Китайцы летели в специальных костюмах, перчатках и масках. На головы они надели шапочки, кто не сумел раздобыть медицинский чепец, надели резиновые шапочки для плавания и не снимали их почти восемь часов.
— Насколько серьезен эпидемический контроль в Китае?
— В Китае даже сейчас контроль в разы жестче, чем в России. Китай сократил количество рейсов, в аэропорту людей мало. В пекинском аэропорту нас поместили в крыло, изолированное от остальных помещений и пассажиров внутренних рейсов. С нами общались только служащие, одетые в костюмы биологической защиты. Это напоминало триллер про катастрофу. Потом нас перевели в карантинный центр. Я обратила внимание, когда нас везли по Пекину в специальном автобусе, что в столице Китая на улицах нет людей. Там меры и сейчас очень жесткие.
— Каковы были меры безопасности?
— По пути из Пекина в Куньмин мы останавливались на специальных пунктах контроля шесть раз. Нам измеряли температуру, мы заполняли множество бумаг. В общей сложности перелет из-за проверок длился сутки. Когда мы приехали в Куньмин, нас посадили на карантин, как и всех, кто был за границей. Он длился 14 дней, нас периодически проверяли. Охрана приносила нам еду.
Я думаю, что Китай быстро справился с пандемией, потому что был быстро введен карантин и приняты жесткие меры. Все провинции были «на замке». Жилищные обслуживающие компании вместе с полицией следили, чтобы люди не выходили из дома. Знаю случаи, когда в подъезды для контроля специально ставили камеры. С этим столкнулись наши друзья, живущие по соседству. За выход на улицу без очень веской причины штрафовали от 200 юаней (более 2000 рублей — прим. «ВМ»), это чувствительная сумма. Штрафы в разных городах были разные.
Самым «непонятливым» заколачивали двери. Это не шутка. Оставляли небольшую щель, в которую периодически передавали продукты. Недисциплинированные люди выйти из дома физически не могли. На тех, кто режим соблюдать отказывался, могли пожаловаться соседи. Злостным нарушителям предусмотрено тюремное заключение. Насколько я знаю, было даже несколько процессов, но суд вынес приговор то ли с отсрочкой, то ли условно — никого не посадили. А китайские тюрьмы, судя по тому, что рассказывают местные, это действительно страшно. Там особо строгий режим.
— Перемещение людей в Китае как-то отслеживается?
— Сейчас все проживающие на территории Китая имеют QR-код здоровья. Это номер, присвоенный каждому человеку. Он размещен вместе со специальным приложением на личном мобильном телефоне. Перед тем как войти в любое общественное заведение — магазин, кафе, парикмахерскую или даже просто выйти из своего дома, а потом вернуться, на входе должен быть считан твой код. Это показатель статуса здоровья в режиме онлайн. Идет постоянный учет перемещений, и, если оказывается, что где-то когда-то у человека был контакт с инфицированным, его статус может измениться с зеленого на желтый или даже красный. Да, люди «под колпаком», их маршруты отслеживаются, я сама могу через СМС посмотреть, где я была за последние 14 дней. Но это — безопасность. Никто не жалуется.
— Был ли в Китае дефицит масок?
— Ажиотажа с масками и средствами гигиены в Китае не было. В первые два-три дня были перебои, но власти быстро решили эту проблему и предупредили, что спекулянты будут серьезно наказаны. Предупреждение все восприняли как обещание, которое будет выполнено. Никто не посмел на этом делать деньги. Замечу также, что азиаты привыкли носить медицинские маски, и в небольших количествах они есть у всех в домашних аптечках.
— Скупали ли китайцы консервы и крупу?
— Никакого безумного бума с запасанием провизией здесь даже в пик коронавируса не было. Рисом и туалетной бумагой впрок никто не запасался. Люди вполне адекватны. Может быть, это благодаря тому, что в Китае хорошо развита система заказа продуктов с доставкой на дом через интернет. Все было привычно, без потрясений. Еду передавали через сотрудников, обслуживающих дома, на пропускном пункте у здания.
— Сейчас в Китае в масках ходят?
— Сейчас в Китае все ходят в масках, даже маленькие дети, это утверждено законом. Ведь вирус до конца не побежден, это все понимают. Сообщение между провинциями под особым контролем. Но внутри провинций меры карантина в соответствии с обстановкой разные. Под свою ответственность они определяются администрацией на местах. Человек, съездивший в соседний город даже в пределах провинции, может быть также «на всякий случай» помещен под карантин.
— Чем китайцы лечатся?
— Медицине Китая тысячи лет. Китайцы не только доверяют традиционным национальным методам, они только так и лечатся. Полагаю, китайские коммерческие клиники и аптеки хорошо заработали. Китайцы убеждены, что от коронавируса можно спастись национальными снадобьями, и не верят вакцинам. Так или иначе, эта медицина у них сильна. Возможно, эффекта они добиваются, понимая, какие слабые и сильные стороны имеет организм конкретного человека, и активируя у него иммунитет, включая на максимум его резервы. Многие говорят, что эффект реально есть.
— Какие снадобья наиболее популярны?
— Как ни смешно, одним из самых простых и эффективных способов у китайцев в плане укрепления здоровья считается постоянное питье горячей воды. Они пьют ее в огромных количествах, особенно во время эпидемий. В детских садиках детям организованно дают пить горячую воду каждые полчаса, это забито в график. А вот алкоголь они употребляют весьма умеренно и только в праздники.
— Лечат ли в Китае тех, кто не может заплатить?
— Если китайцу или иностранцу станет на улице плохо, он может зайти в ближайшую больницу. Даже если у него нет денег и документов, ему помогут. Потом придумают, как ему рассчитаться. Здесь медицина платная. По сравнению с Россией — дороговато, ведь курс юаня к рублю в последние годы заметно вырос. Но цены не заоблачные, и в стоматологии, и в прочих отраслях. Обычно здесь полагаются на порядочность. О таком, чтобы человека бросили без помощи потому, что у него нет денег или полиса, как это случается в некоторых западных странах, я не слышала.
— Насколько сильно карантин отразился на жизни граждан Китая финансово?
— Разумеется, многие в Китае, как и в России, работают неофициально. Карантин сильно «ударил по карману», многие потеряли доход и даже работу. Но такой истерики, как на некоторых русскоязычных сайтах, в Китае нет. Китайцы привыкли копить деньги, они всегда старательно экономят и откладывают средства. Плюс преемственность поколений, родственные связи. Обычно китайцы очень дружны и помогают друг другу. Я не знаю случаев, когда человек, оказавшись в вынужденной изоляции, остался совсем без денег и продуктов. Здесь работают взаимовыручка и терпение.
В Китае, так же как и в России, многие снимают жилье. Да, вынужденный простой и финансовые проблемы из-за пандемии очевидны. Поэтому многие арендодатели сделали своим квартирантам скидку. Временно понизили квартплату или даже разрешили за один месяц не заплатить, как, например, наши хозяева. Я им благодарна за человеческое отношение.
— Много ли китайцев, недовольных решениями правительства Китая?
— Я не могу представить себе китайский форум, на котором настоящие жители Китая что-то пишут про «кровавый режим» и ругают правительство за то, что для безопасности народа ввели карантин. С одной стороны, такие провокаторы будут сразу же призваны к ответственности. С другой — опасность сплотила людей. Все, знакомые и незнакомые, помогают друг другу. Простые люди собирают помощь тем, кому труднее. Полтора миллиарда объединились в единое целое. Сейчас в Китае национальные герои — врачи и те, кто помогает противостоять болезни.
— Сильно ли изменился Китай за время пандемии?
— Китай защищается и меняется. Рестораны открыты, но в них просят соблюдать дистанцию. Нельзя прийти вместе с другом и сесть обедать за один стол, если есть свободнее столы, то попросят кого-то перейти. Появились знаки «Пожалуйста, не плюйтесь!». В культуре Китая, как ни странно, плевать на пол или на землю не считается чем-то неприличным. В связи с коронавирусом привычку плеваться стали повсеместно искоренять, и это хорошо. Все часто моют руки. Но прибираться дома люди тщательнее не стали.
— Сейчас в плане мер предосторожности стало спокойней?
— Есть теория, что может быть вторая волна коронавируса, поэтому в Китае никто не расслабляется. Некоторые учебные заведения до сих пор закрыты. Вирус иногда протекает бессимптомно, китайцы боятся, что если слишком рано разрешить свободное перемещение по стране, люди могут начать заражаться и заражать вновь.
— Что говорит в Китае народ о России?
— Китайские СМИ широко освещают взаимодействие России и Китая в борьбе против коронавируса. Сейчас здесь невероятно популярна песня на русском языке «Как хочется жить», ее видеоклипы транслируют на многих сайтах. Старшее поколение понимает русский — когда-то его учили в китайских школах. Молодежь читает титры. Все знают, что Россия помогла Китаю в беде. Пишут также о том, что Китай тоже стал помогать России, когда пик заболеваемости миновал. Ввиду опасности у жителей Китая поднялся невероятный патриотизм. Русских китайцы расценивают как союзников.
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Читайте также: «Даже врачи не носят маски»: житель Швеции рассказал, как живет страна, отказавшаяся от карантина