Фото: официальный сайт газопровода «Северный поток — 2»

«Шкурный интерес Германии»: энергоэксперт оценил шансы США остановить «Северный поток — 2»

В мире

США снова пытаются оказать давление на «Северный поток — 2». После сенатора Теда Круза, угрожавшего санкциями в отношении Газпрома, за дело взялся американский посол в Германии Ричард Гренелл. Он тоже заявил о возможности скорого принятия санкций против газопровода, проходящего по дну Балтики. Их цель — помешать вводу трубы в строй. Как Вашингтон собирается это делать, Гренелл не уточнил, но одной из опций могут быть штрафы в отношении обслуживающих компаний.

«Враждебный акт» против Европы

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов обращает внимание на то, что фигура нынешнего посла США весьма скандальная. Он уже отличался массой нелицеприятных для Германии заявлений, из-за которых посла периодически «вызывали на ковер».

— Это человек не очень адекватный. Периодически посла вызывали на разговор и угрожали его выслать. То, что он говорит, надо делить на 10, — сказал Фролов.

Теоретически США могут ввести новые санкции, но насколько они будут эффективными? Если вспомнить предновогодние поправки к оборонному бюджету США, то санкции вводились не непосредственно против «Северного потока — 2», а против всех морских газопроводов, которые Россия строила и будет строить.

— Эти санкции имели общий характер, чтобы не концентрировать внимание на отдельных проектах, не задеть крупные европейские фирмы и избежать критики союзников в Германии, Австрии и Нидерландах, которым выгоден «Северный поток — 2». Даже если теоретически США примут санкции, то последние будут бить по американским союзникам. Под удар попадет такое количество компаний, что это будет расценено Европой как враждебный акт. Такой шаг был бы глупым с точки зрения внешней политики, — отмечает Фролов.

Кроме того, санкции вводились не в отношении Газпрома и компании Nord Stream 2, а кораблей-трубопрокладчиков и их владельцев.

Стоит отметить, что для ввода новых санкций еще нет нормативно-правовой базы. На подготовку предновогодних санкций потребовалось больше полугода.

— Юридическое решение еще не прорабатывается, — подметил Фролов.

Богатый опыт хождения под санкциями

То, что пострадают европейские компании, очевидно, говорят эксперты. А какие риски понесет сама Россия, если допустить, что санкции рано или поздно примут?

Фролов напомнил опыт санкций США в отношении «Роснефти». Примечательно, что ограничения вводились не против материнской компании, а ее дочерних предприятий. В случае Газпрома и «Северного потока — 2» под ударом может оказаться компания «Газпром флот», владеющая «Академиком Черским» — судном, призванным достроить оставшиеся 160 километров трубопровода.

Арест активов «дочек» Газпрома, ограничение на их деятельность на территории США, а также запрет на въезд в США руководителей этих компаний не станет трагедией.

— У «Академика Черского» полно работы у острова Сахалин. Над Газпромом уже сгущались тучи. У него есть несколько дочек, которые работают под санкциями. «Газпром нефть» тоже ходит под санкциями, и в первой половине 2020 года компания демонстрировала хорошие результаты, — подчеркнул Фролов.

Вероятность того, что США решатся на санкции, «ничтожно мала» по трем причинам, говорит специалист. Во-первых, на носу президентские выборы и «американским политикам совсем не будет до этого». Во-вторых, они не будут эффективными. И в-третьих, санкции ударили бы по союзникам, которые в условиях коронавирусного кризиса, мягко говоря, не будут благодарны Вашингтону.

«Шкурный интерес» Германии

В проекте «Северный поток — 2» крайне заинтересованы европейские страны. Фролов напомнил, что в 70–80-х годах, когда строился газопровод через Украину, США тоже пытались этому помешать. Но в итоге «Германия плюнула на эти санкции».

— Шкурный интерес Германии никуда не делся, — сказал эксперт.

Напомним, что газопровод «Северный поток — 2» состоит из двух ниток мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год. Он соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря без участия транзитных стран. Единственный акционер Nord Stream 2 AG взял на себя половину расходов на проект — около 4,75 миллиарда евро. Вторую половину инвестиций вложили европейские компании: англо-голландская Shell, австрийская OMV, французская Engie и немецкие Uniper и Wintershall. Стоимость проекта равна 9,5 миллиарда евро. Завершение проекта планировалось на 2019 год, но из-за санкций США сдвинуто на первый квартал 2021 года.

Читайте также: Германия решила оставить «Северный поток — 2» полупустым. У России есть ответ

amp-next-page separator