Ломоносов бы сильно удивился
Наиболее известный пример реконструкции мегаполиса — перестройка Парижа, предпринятая префектом департамента Сена бароном Османом. В зависимости от эпохи и политических симпатий историки называли разные причины реконструкции, которая длилась с 1852 до 1870 года и закончилась лишь из-за Франко-прусской войны. Осман снес почти весь, за исключением знаменитых зданий, городской центр и отстроил его заново за 15 миллиардов современных долларов. Были ликвидированы трущобы, из-за которых Париж выкашивали эпидемии, устроена городская канализация, расширены улицы и построены шестиэтажные дома. Осман построил больше жилья, чем снес. Проект не был завершен, но парижане жутко устали от непрерывных работ, а все властители дум — от Гюго до Бодлера — обрушились на Османа. Особенно негодовали по поводу острова Сите, где исторических зданий почти не осталось. Тем не менее опыт Османа позволил сделать важные выводы в теории городской реконструкции: лучше пробивать новые артерии, чем расширять старые.
Самым крупным в нашей стране был Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году. В конкурсе принимали участие лучшие архитекторы мира, в том числе Корбюзье, который предлагал, сохранив исторические памятники, построить Москву заново, поскольку ее радиальное устройство в ближайшем будущем создаст серьезные проблемы. На столь радикальные перемены не отважились, но весь центр сломали и проложили широкие магистрали. Не менее важным в плане было строительство метрополитена, Канала имени Москвы, а также будущего ВДНХ. До каких бы масштабов дошла реконструкция, неизвестно, поскольку ее остановила война...
Если говорить о ближайшем будущем, то самую крупную реконструкцию предстоит пережить Барселоне с населением 1,2 миллиона человек. Это революция. За четыре года будет закрыто 70 процентов городских автодорог.
Барселона превратится в материк пешеходных суперкварталов площадью 160 000 м2 каждый. На этих островах жить можно будет без машины.
Барселона превратится в страну пешеходов, машин станет меньше на 20 процентов. Но город предложит транспортные альтернативы. Появится новая автобусная сеть, общегородские электромобили и электроциклы. Число велосипедистов вырастет на 67 процентов. Правда, на велосипеде можно ездить круглый год.
Мегаполисы давно забыли о логике ≪ослиных троп≫. Что до Ломоносова, то если бы он заглянул в учебник по урбанистике, то застыл бы в изумлении, как старик Хоттабыч.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Не будем повторять советский анекдот
В ходе программы ≪Моя улица≫ рабочие меняют коммуникации. Конечно, это затягивает сроки ремонта, и многие жители недовольны. Дескать, зачем все эти трубы перекладывать. Уложили бы новую плитку, и достаточно. На это недовольство у меня есть два соображения. (далее...)
Все это ради наших детей!
Как заместитель председателя Общественной палаты города я сейчас смотрю на нашу Москву с точки зрения и общественника, и гражданина. Честно говоря, меня очень расстраивают реакции некоторых людей на происходящее в городе. Хотя по-другому, наверное, никогда и не бывает... (далее...)
Добавить немного человечности...
Не могу сказать, чтобы кто-то из моих знакомых был против тех переустройств, которые, скажем, ныне ведутся на набережной, совсем конкретно — на Смоленской. Суета и обсуждение есть, конечно, как без этого: а как будет, а куда новые пешеходные дорожки поведут-выведут, бодро ли будет ехать суженная набережная после окончания всех работ. (далее...)
Больше, чем просто ремонт
С точки зрения архитектора программа ≪Моя улица≫ — понятное, продуманное и правильное решение. Я сожалею лишь об одном: что эту программу не приняли и не реализовали раньше. (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции