Зима держит курс на потепление
Погодные аномалии в 2017 году стали фактически нормой жизни. Необычайно сильные морозы в январе, внезапное потепление в марте и холодное лето — город пока справился со всеми природными капризами. Синоптики успокаивают: от осени сюрпризов ждать не стоит, а зима в этот раз окажется не такой уж суровой. Но предостерегают на всякий случай: не надо расслабляться. Погода у нас такая, что лучше быть готовыми ко всему.
Осеннее потепление
Эксперты уверяют: октябрь и ноябрь в этом году порадуют жителей столицы теплом. И не будут очень дождливыми.
— Октябрь и ноябрь окажутся несколько теплее, чем раньше, — утверждает Владимир Семенов, ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы имени Обухова РАН. — Обильных осадков также ожидается немного.
Что касается давления, оно сильно зависит от циклонов.
Они сами по себе — зоны с пониженными значениями единиц ртутного столба. Когда циклоны доходят до определенных территорий, давление в районе их действия понижается. В нашем регионе в ближайшее время не предвидится каких-то серьезных скачков. Но циклоны нас не обойдут, и давление в перспективе будет меняться.
Такой же позиции придерживается и Росгидрометцентр.
Если в прошлом году уже в октябре столицу накрыло снегом и началась настоящая зима, в этот раз осень сменила гнев на милость и пообещала быть теплой, даже ласковой.
— Мы полагаем, что октябрь будет несколько теплее нормы, — рассказывает ведущий специалист Росгидрометцентра Марина Макарова. — Вообще ничего экстраординарного ожидать не стоит — будет обычная осенняя погода.
Пройдут дожди, местами сильные. Атмосферное давление большую часть времени будет низким. Печально, но этой осенью у нас будет мало солнечных дней.
Холода по расписанию
Несмотря на некоторые противоречия, синоптики сходятся в одном: зима в столичном регионе начнется вовремя, и раньше ноября доставать из шкафа дубленку или теплый пуховик не стоит.
— В нашем регионе прогнозы на несколько месяцев вперед сделать довольно сложно, тем не менее вероятность того, что зима будет теплее, чем в прошлом году, довольно высока, — продолжает Владимир Семенов. — Причем так говорят не только климатологи — синоптики также предсказывают, что температура в ноябре-декабре будет чуть выше нормы.
В январе и феврале в столицу снова могут прийти сильные морозы. Но ненадолго.
— В эти месяцы столица окажется под воздействием циклона с Баренцева моря, — продолжает эксперт. — Возможно сильное похолодание, но лишь на краткий период.
По словам Марины Макаровой, при этом на средних показателях похолодание практически не отразится.
— Наш прогноз с вероятностью 65–67 процентов позволяет сделать вывод, что за 6 месяцев холодного полугодия на большей части территории России температурный фон ожидается около и выше средних многолетних значений, — поясняет ведущий специалист Росгидромета. — На европейской территории России первая половина зимы ожидается теплее, чем в прошлом году.
Нормальные аномалии
Целый ряд ученых уверены: все происходящее с климатом не только в наших широтах, но и по всему миру — процесс нормальный и закономерный.
К тому же без аномальных, на первый взгляд, скачков температур он не проходит.
— Благодаря глобальному потеплению зимы в столичном регионе стали значительно мягче, — поясняет Владимир Семенов. — Эта тенденция намечалась еще в самом начале XXI века. Последние лет 10 зима становится все менее снежной и морозной, а первый снег выпадает зачастую даже не в ноябре, а позже. Несколько лет назад осадков не было вплоть до Нового года.
Но такую тенденцию очень сложно назвать аномальной.
Процесс происходит не только в столице или даже России. Он характерен для всего мира.
В свою очередь Евгений Тишковец, ведущий специалист центра погоды «Фобос» полагает, что некоторые аномалии погоды оказались мнимыми.
— Психологически у жителей столичного региона отложилось, что лето было холодным, — говорит эксперт. — В то же время вторая его половина была теплой. Если мы посмотрим среднее температурное значение, оно не выходит за пределы нормы. Но мы все реже наблюдаем среднеклиматические параметры. Это значит, что все чаще будет либо очень холодно либо очень тепло. В связи с этим усиливается и количество опасных природных явлений.
Но климатические скачки друг друга уравновешивают.
А вот вспышки на солнце на погоду ни в столице, ни в другом регионе мира не влияют.
— Мы не ожидали, что наше светило полыхнет так, как это случилось в начале сентября, — признает Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга. — Но влияют вспышки только на аппаратуру и людей, находящихся в космосе. На земле мы находимся под защитой нашей атмосферы.
КОГДА СТОЛИЦА ЗАМЕРЗАЛА
■ Сильный мороз как норма
В конце XIX — начале ХХ века в Москве январские морозы в 25–30 градусов были практически нормой.
■ Минус 37 в подарок
Рождество 1910 года запомнилось москвичам температурой минус 37 градусов.
■ Крещенский холод
В 1927 году на Крещение — 19 января — был зафиксирован самый сильный мороз в истории столичных метеонаблюдений за этот день — минус 32 градуса.
■ Очередной рекорд
Абсолютный температурный рекорд был поставлен в предвоенные годы — 1940–1941-й. Тогда в течение трех зимних месяцев столбики термометра показывали минус 40 и ниже.
Но самым рекордным показателем стало минус 42 градуса. Такой лютый мороз стоял в Москве 17 января 1941 года.
■ И замерзла ртуть в термометре
Сильные холода охватывали столицу и зимой 1978–1979 годов. В Москве 30–31 декабря 1978 года температура ночью опускалась до минус 36,5 и 37,9 градуса. В Московской области в те годы морозы достигали минус 45 градусов. Очевидцы вспоминают, что замерзала ртуть в уличных термометрах московских квартир.
МЕТЕОЗАВИСИМОСТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. НАУКА УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЭТО МИФ
Ноют суставы перед дождем? Болит голова в пасмурные дни? Многие граждане, особенно преклонного возраста, скажут, что это признаки метеозависимости. Однако существует ли это явление на самом деле? Эксперт «ВМ», главный врач Городской клинической больницы имени М. Е. Жадкевича Александр Мясников подходит к метеозависимости с точки зрения науки и утверждает — это миф.
Сегодня в любой поликлинике можно услышать жалобы пациентов на самочувствие, которое меняется в зависимости от погоды, и некоторыми врачами эти взгляды поддерживаются.
— В таком подходе кроется источник медицинских ошибок, — уверяет доктор Александр Мясников. — Метеочувствительности не существует.
По его словам, все, что касается самочувствия, очень субъективно. У человека, особенно в возрасте, часто что-то побаливает. Дело доктора как раз разобраться: плохое самочувствие — это следствие болезни или банальной мнительности? — Когда меня пытаются в очередной раз убедить в существовании метеочувствительности, я всегда предлагаю назвать мне конкретную причину, которая может влиять на самочувствие, — говорит Мясников. — Атмосферное давление к ней явно не относится, потому что, когда оно меняется от значения «ясно» до отметки «буря», этот перепад может составлять максимум 40–50 миллиметров ртутного столба. Для Москвы, например, нормальным средним атмосферным давлением считается 748 миллиметров ртутного столба.
760 миллиметров — это уже очень ясная, великолепная погода, 710–720 миллиметров — это отвратительная погода, циклон. Как мы видим, перепад довольно небольшой.
Главврач приводит еще один пример: — Когда мы летим на самолете, то перепад давления в салоне самолета может достигать 150 миллиметров ртутного столба, что соответствует подъему в гору на 2000–2500 метров, — говорит Александр Мясников. — И ни с кем ничего плохого не происходит. Даже такой перепад атмосферного давления люди вполне нормально переносят. В этом случае о какой метеочувствительности может идти речь? — У абсолютного большинства людей связь с изменениями погоды зависит от мнительности, от настроения, — продолжает Мясников. — И в немногих случаях от хронических заболеваний. Мои коллеги проводили исследование: на подстанции скорой помощи пытались проанализировать, как меняется частота вызовов по поводу гипертонических кризов в зависимости от падения или подъема атмосферного давления. Выяснилось, что никак не меняется.
ЗАОКЕАНСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НАБЛЮДАЮТ ЗА НАШЕЙ ПОГОДОЙ
Мы продолжаем нашу рубрику «Женя дозвонилась», в которой корреспондент «ВМ» задает иностранцам актуальные вопросы. В этот раз мы вышли на контакт с сотрудником американской «Метеорологической компании» Анжелой Ливерстоун и спросили, от чего, по ее мнению, зависит точность составляемых прогнозов погоды.
Чтобы наиболее точно составлять прогнозы погоды, важно отслеживать климатические аномалии по всей планете.
Анжела Ливерстоун, метеоролог из штата Джорджия, рассказала «ВМ», что своих точек на территории России у «Метеорологической компании» нет, однако ее сотрудники стараются регулярно получать сводки иностранных коллег.
— Ежедневно нам приходят данные, в том числе из России, о температуре воздуха, атмосферном давлении, осадках, скорости и направлении ветра, — рассказывает Ливерстоун. — Учитывая эти сведения, можно сделать долгосрочные прогнозы о погоде в Штатах. Правда, оправдываются они далеко не всегда.
Все-таки в США действуют свои, сугубо «домашние», аспекты.
Общая черта между российским и американским климатом, по словам Ливерстоун, — разнообразная и капризная погода. Однако формируется она под воздействием разных условий. Так, на Россию значительное воздействие оказывают Атлантический и Северный Ледовитый океаны.
А «настроение» США задают та же Атлантика и Тихий океан. Причем, по словам Ливерстоун, «сюрпризы» чаще преподносит именно Атлантика.
— Большая часть ураганов США формируется под влиянием атлантических тропических циклонов, — утверждает американский метеоролог. — До России в качестве последствий обычно доходит только влажная погода и осадки.
А в центральной части вашей страны, в свою очередь, действуют переносы воздушных масс, которые не влияют на наши погодные условия.
По словам Ливерстоун, выявлением закономерностей между погодой в различных частях света занимаются, в первую очередь, ученыеклиматологи. Метеорологические службы лишь берут на вооружение готовые результаты их исследований. Но случаев непредвиденного «поведения» воздушных масс куда больше, нежели их «послушного» следования системе.
— В последнее время от ураганов страдают южные и приморские штаты, — утверждает Анжела Ливерстоун. — На континенте при этом все спокойно, и об ужасных последствиях ураганов «Ирма» или «Нейт» мы узнаем только из новостей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Не стреляйте в синоптика!
На заре туманной юности, как мне кажется, сто лет назад, я работал в Гидрометцентре СССР и даже, не верится, имел научные публикации. Это было до эпохи всеобщей веры в глобальное потепление, но синоптиками были недовольны даже в те благословенные времена. Помню, что лучше всех предсказывал погоду необычайных повадок эксперт, обед которого каждый день состоял из стакана сметаны, эклера и бутылки пива. Тогда у меня возникла догадка, что прогноз погоды – метафизический дар. (далее...)
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!