Где в России «бабье дело», а где «не бабье»?
По данным соцопросов (наиболее свежий – от «Левады-центра»), за женщину-президента высказываются лишь 34% россиян. И не прямо сейчас, «вместо Путина», а в «в ближайшие 10–15 лет». В целом против 53%. Из современных женщин-политиков при этом наибольшие шансы все же не у Собчак, а у спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, с рейтингом 6,1%, - это без учета мужчин-кандидатов. Собчак уступает даже Ирине Хакамаде, которая в президенты не собирается.
Подобное, по сути, «шовинистическое отношение» к идее о женщине-президенте отчасти удивительно. Сказывается, видимо, дань советской традиции, когда при наличии формальной «процентовки» (квотирования) на присутствие женщин во всяких представительных органах, политика на деле оставалась уделом мужчин, и даже понятия, аналогичного западному «первая леди», не существовало. И когда Раиса Горбачева стала претендовать на примерно такую роль, то подверглась обывательскому осуждению.
При этом Россию не зря называют «женской страной». Неформальные отношения в нашем обществе часто важнее формальных правил и законов, и именно женщины умеют лучше договариваться. В нашей истории все женщины-императрицы были вполне успешными правительницами. Да и современный мировой тренд указывает в сторону повышения роли женщин в политике. В ряде стран они занимают даже посты министров обороны (например, в ФРГ), не говоря о премьер-министрах.
Частично российское общественное мнение противоречит само себе, что с ним, признаемся, случается. Большинство россиян – 66% (данные «Левады-центра» весны этого года), в принципе, одобряют участие женщин в политике и даже не против того, чтобы они занимали высшие государственные посты. Противна сама эта мысль лишь 30%. Но вот когда речь заходит о конкретном видении роли женщин в «политических верхах», то большинство обывателей готово видеть ее ближе к той роли, которую она играет в обыденной жизни – условно, «приготовить, постирать, позаботиться, пожалеть». До двух третей и даже больше готовы видеть руководителя-женщину в роли министра здравоохранения, образования и особенно социального обеспечения (более 80%). Но чтобы министром обороны, главы МВД или Генпрокурора, то таких смелых набралось во всей стране лишь каждый десятый. Мол, «не бабское это дело». Хотя откуда же тогда взялась прежняя популярность бывшего крымского прокурора Натальи Поклонской?
Противоречивость обывательского взгляда на роль женщин в нашем обществе нагляднее видна еще и в том, что в реальной жизни они играют даже формально большую роль, чем им готовы отводить «мужские шовинисты». Уже сегодня – на фоне все той же важности «неформальных связей» - доля женщин среди руководителей компаний в России составляет 43%, что больше, чем в среднем по Европе (там 35%), где женщины и зарабатывают на примерно 20% меньше мужчин. По этому показателю (данные агентства «Грант Торнтон») именно Россия обгоняет все постсоветские страны. И хотя на фоне экономических трудностей доля женщин, готовых в принципе открыть свой бизнес, снизилась, почти 70% из тех, кто все же отважился это сделать, финансировали запуск своего бизнеса из личных сбережений. Не всякому мужчине свойственна такая «смелость» в денежных тратах (речь, подчеркнем, все же не о шопинге на распродажах одежды и сумочек). Так что, возможно, именно женщинам предстоит сыграть ключевую роль в выведении страны из стагнации, куда ее точно завели все же не они.
ЕЩЕ МНЕНИЯ
Новые амазонки: президент Собчак, президент Гордон...
Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной
Когда-нибудь это должно было случиться. Ведь началось где-то далеко, в "Европах ихних" и за океаном, а потом докатилось и до нас. Гендерное, понимаешь ли, равенство, достигшее самых феерических политических высот. Пожалуй, даже уже не равенство, потому как бабы резко рванули вперед. Мужчины-политики смотрятся на их фоне блекло и предсказуемо. А вот женщины зажигают, да. (далее...)
Слабый пол как серый фон. Не наши кандидатки
Колонка Ольги Маховской, старшего научного сотрудника института психологии РАН
Женщина придает образу мужчины душевности, человечности, доброты. Появление женщин в выборах давно предполагалось, но ожидались, в продолжение советской традиции, какие-то серьезные кандидатки, уже побывавшие на важных государственных постах, бывшие летчицы, ткачихи, общественницы. Но их неожиданно вытиснили девушки из телевизионной тусовки, блондинки со скандальным прошлым. Сколько бы ни говорили о правах женщин богемные кокотки, ясно, что заняты они только своей собственной особой, и не пойдут поднимать страну в непогоду, в кирзовых сапогах и плащ-палатках. Кандидат будет не столько защищать, сколько придавать легитимности знакомому ему образу жизни. Девушки из телевизора могут звать только в телевизор, отвлекая от реальной жизни. (далее..).
Дамский балаган
Колонка нашего обозревателя Ольги Кузьминой
Выборы — дело серьезное. Но превратить их в балаган проще, чем ногти накрасить. На этот раз балаганный характер действу сообщили дамы. Может, и невольно. Но получилось то, что получилось. Ибо о желании попрезидентствовать пока не заявил никто из действующих политфигур женского пола (скажем, та же Матвиенко), зато возбудились любительницы пиара (далее…).
Ожидаем русскую Маргарет
Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной
Президентская гонка еще не началась, а «женский вброс» уже тема номер один. Сначала Ксения Собчак, затем Екатерина Гордон, ну, а потом и другие потянулись: объявили о своем желании участвовать в мартовских президентских выборах. И это, пожалуй, главная неожиданность и сенсация (далее…).
Женщина — это авария
Колонка нашего обозревателя Александра Никонова
Конечно, я буду голосовать за Собчак. Но не потому что она хороша, а потому, что все остальное еще хуже на мой либеральный вкус. У Собчак по сравнению с ее главным соперником Путиным есть одно существенное преимущество: она — не Путин. Поэтому — за нее. Но большой радости у меня этот факт не вызывает, честно признаюсь. Поскольку женщина во главе государства допустима в весьма ограниченных дозах (далее…).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции