Борис Ноткин. Прощайте, человек-улыбка…
Сразу после этого известия начались подробности. Суицид… Как, почему… Очевидно, потому, что было невыносимо. Болезнь не избирательна. Она просто бьет наповал. И как часто бывает – лучших.
Вся телевизионная жизнь Ноткина – это история успеха. Он был интеллигентен настолько, что иногда казался несовременным. И даже как-то не верилось в то, что в наше время можно любить собеседника больше, чем себя, слушать его, а не упиваться собой, отдавать время именно ему – тому, кого ведущий позвал, пригласил в студию. У Ноткина всегда получалось именно так. И поэтому сейчас его тепло вспоминают и телезрители, и многочисленные гости его программ – всегда гуманистических, добрых и теплых.
Передача «Приглашает Борис Ноткин» была на ТВ Центре «фишкой» и фетишем. Сначала, правда, она выходила на Московском канале, потом, очень много лет, именно на ТВ Центре. Впрочем, какая разница – в общей сложности Борис Ноткин дарил телезрителям радость четверть века, как минимум. А если вспомнить «Добрый вечер, Москва», то, с чего он начинал, то и все тридцать.
Его образованность была образованностью высшей пробы. Он владел языками, был дипломированным переводчиком, работал в МГУ, потом ушел с головой в историю и докторскую защищал по американской историографии. Ноткин органично и просто общался с теми, кто давно был отнесен к числу культовых фигур нашего или недавно ушедшего времени – с Сергеем Бондарчуком и Франко Дзеффирелли. Он никогда не скользил по поверхности – был слишком глубок для этого. И поэтому любая встреча с ним была событием.
…Спокойный, неизменная улыбка на лице. Сдержанный, с тонким чувством юмора. Сейчас его беседы вспоминаются как-то иначе, глубже, чем прежде. Откуда в нем была такая внимательность к собеседнику? От внутренней воспитанности, широкой души, мудрости? О чем он думал – встречаясь с таким количеством людей, о жизни и…?
Вскоре после миллениума Борис Ноткин стал казаться чуть более грустным. Наверное, его можно назвать философом телевидения – он много размышлял и о его роли в нашей жизни, обдумывал ее функции. Он искренне любил телевидение острое и бунтарское – сродни тому, в которое пришел в 1990-е в общем-то по случайности: его пригласили на эфир после острой публикации, а буквально через день предложили вести передачу. Его переживания по поводу ТВ и его роли были связаны все с тем же – с его внутренней порядочностью и желанием менять жизнь к лучшему – не свою. А нашу.
Наград у Ноткина было много, все – заслуженные. В последние годы он активно печатался в прессе, но передачи уже не вел. И весной этого года обратился в поликлинику с самым банальным, как казалось, недомоганием. А диагноз оказался страшным…
В предсмертной записке, по некоторым данным, Борис Исаевич написал, что уходит из жизни добровольно. И никогда не узнать, о чем он думал, готовясь совершить этот страшный шаг. Но очевидно это было решение очень сильного человека. Такого сильного, каким мы его и не знали…
Неожиданно. Горько и страшно. Очень больно. Его улыбка преследует – хоть закрывай глаза, хоть не закрывай – никак не исчезает.
И пусть не исчезает. Не исчезнет и память о вас, Борис Исаевич. Светлая память…
Соболезнование телеканала "ТВ Центр"
Руководство и коллектив телеканала «ТВ Центр» выражает глубокие соболезнования семье Бориса Исаевича Ноткина в связи с его трагической кончиной. Борис Исаевич проработал на канале 20 лет – с самого основания «ТВ Центра». Его программы пользовались неизменным успехом у телезрителей. Непревзойденный интервьюер, он легко находил общий язык со всеми гостями. Его любили и уважали все коллеги без исключения. В этот трагический момент мы скорбим вместе с родными Бориса Исаевича и переживаем с ними невосполнимую утрату.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции