Пять громких уголовных дел 2017 года
Члены «банды ГТА» пытались бежать из зала суда
Лето и начало осени запомнились несколькими громкими скандалами и задержаниями. Так, 1 августа в Московском областном суде проходило очередное заседание по делу печально известной «банды ГТА». На скамье подсудимых — девять обвиняемых, безжалостных убийц, на счету которых 17 человеческих жизней.
Напомним, летом 2014 года в Подмосковье поползли слухи, что на трассе «Дон» орудует банда убийц. Ночью они останавливали машины, используя для этого шипы для прокалывания шин. Когда водитель выходил из авто, со словами «помощь нужна?» они расстреливали водителей и пассажиров. Либо делали это из салона своего автомобиля. При этом ничего у убитых не забирали. Одна из первых версий была такой: преступления совершаются исламистами.
И только через несколько месяцев полицейским удалось выйти на след преступников. При задержании в подмосковном поселке Удельная один из предполагаемых лидеров банды, уроженец Киргизии Ибайдулло Субханов, использовавший поддельный паспорт на имя Рустама Усманова, был убит.
И вот 1 августа пятеро из девяти подозреваемых попытались устроить побег. В 13:50, когда арестантов выводили из зала суда, в лифте они напали на конвоиров — мужчину и женщину — и завладели их оружием. Но один из конвоиров успел вызвать подкрепление. Лифт «аварийно» остановился на третьем этаже, где преступников уже ждали сотрудники Росгвардии. Зная, что терять уже нечего, члены банды начали стрельбу, в ходе которой был ранен один гвардеец.
— В таких случаях сотрудники имеют право стрелять на поражение, — говорит ветеран МВД Юрий Пащенко. — Что и было сделано. Трое подсудимых были убиты на месте, двое получили тяжелые ранения.
Ситуация, конечно, очевидная, но невероятная. Из зала суда, где обвиняемые содержатся в отдельных камерах, они выводятся через отдельный вход. И вот — завладели оружием специально обученных людей…
— В данном случае, конечно, были нарушены все нормативы, — поясняет юрист Сергей Грибановский. — Конвоировать 1–2 задержанных должны два конвоира. Трое конвоиров должны сопровождать преступников, если их количество — от трех до шести. Другая ситуация по нормам при усиленном конвое: на одного конвоируемого полагается трое сотрудников, на 2–4 арестантов — шесть конвоиров.
К счастью, никто из гражданских в той перестрелке не пострадал. Но возникает вопрос: как часто конвоиры повышают свой профессиональный уровень?
Ивантеевский стрелок: пробел в воспитании или...
Случай, произошедший в ивантеевской школе № 1, напомнил сценарий крутого американского боевика. Вот только жизнь — не съемочная площадка, и все происходящее в ней — реально...
5 сентября девятиклассник устроил стрельбу. В школу он вошел в длинном плаще, под которым прятал оружие. Охранник не обратил внимания на знакомого ему подростка, который спокойно прошел в класс и уселся за парту.
— Сними, пожалуйста, верхнюю одежду и отнеси в раздевалку, — вежливо попросила мальчика учительница информатики.
Однако юноша это замечание проигнорировал.На лице его читалось: ну и что ты теперь будешь делать?
— Покинь класс, — уже строго приказала учительница.
Но парень продолжал сидеть. Тогда преподаватель вывела ученика в коридор, где он достал оружие и выстрелил своей «обидчице» в лицо.
Затем, вынув из-под плаща топор, стал наносить ей удары по голове, пока женщина не упала и не потеряла сознание. Брызги крови разлетались на несколько метров. Ивантеевский Фредди Крюгер вернулся в класс, где начал взрывать самодельные взрыв-пакеты, которые он также прятал под плащом. Затем в классе раздались выстрелы. Многие одноклассники юного убийцы успели спрятаться в подсобку. Трое выпрыгнули в окно.
В школе началась паника, была вызвана полиция. Официальные комментарии о случившемся появились позже.
— Мы работаем по особому поручению прокурора, — заявил официальный представитель Следственного комитета Сергей Кошелев. — Возбуждено уголовное дело по статьям «хулиганство» и «халатность». Расследование уголовного дела взято под особый контроль прокуратурой города.
Однако квалификация этого уголовного дела вызвала некоторое удивление у специалистов.
— «Хулиганство» здесь — только как дополнительный эпизод, — рассказывает ветеран МВД, майор юстиции в отставке Андрей Фролов. — Изначально было ясно, что в этом деле есть состав преступления — «покушение на убийство двух и более лиц». А то, что со стороны должностных лиц была халатность — однозначно это так.
Действительно, как можно было не заметить, что у школьника под плащом — целый арсенал оружия? Хотя существует и такое мнение: это был вызов обществу.
— Он сделал все, чтобы его заметили, — прокомментировала ситуацию уполномоченный по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова. Со слов омбудсмена, накануне парень о своих планах рассказал одноклассникам, а те ходили к директору, который, видимо, ребятам не поверил. Виновный не скрывал своих планов. В соцсетях он поделился признанием о своей страсти к оружию, восхвалял американских убийц, устраивавших расстрелы в школах.
Даже взял себе ник (прозвище. — «ВМ») парня, устроившего бойню в школе Колумбайн (США) в 1999 году. Сейчас страница ивантеевского стрелка — так сразу же прозвали подростка в средствах массовой информации — заблокирована. Удивляет, что родители знали об увлечении сына и сами подарили ему ружье.
В день трагедии корреспонденту «ВМ» удалось побеседовать с некоторыми ее участниками.
— Михаила (имя виновника трагедии. — «ВМ») в классе часто травили за то, что он был заморыш, — рассказывает одноклассник Дмитрий Ф. — Он одевался не как все, у него были странные увлечения…
А вот восьмиклассник Семен Л. вспоминает, что ивантеевский стрелок почти всегда ходил в камуфляжной форме и берцах.
...Учительнице успешно сделали операцию, и теперь ей ничто не угрожает. Чуточку оправились от трагедии и одноклассники ивантеевского стрелка. И многие более чем уверены, что судебно-медицинская экспертиза, которую должны были назначить, признает школьника невменяемым.
— Но судя по всему, этого не произошло, — рассказывает адвокат Владимир Старинский. — В настоящее время Михаилу продлили арест до 5 февраля 2018 года. Скорее всего, его ждет реальный срок лишения свободы, который он будет отбывать в воспитательной колонии. Но максимальное наказание для несовершеннолетних не может превышать 10 лет.
Заместитель директора ФСИН Олег Коршунов теперь тоже заключенный
Неделей позже ивантеевского инцидента — 13 сентября — сотрудники Следственного комитета объявили о задержании заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Олега Коршунова по подозрению в крупной растрате. У следователей на руках — доказательства того, что именно по приказу этого высокопоставленного чиновника ведомство переплатило 160 миллионов рублей за топливо и сахар, закупаемые для нужд изоляторов.
— Главным следственным управлением возбуждено уголовное дело по статье «растрата в особо крупном размере с использованием служебного положения», — заявила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.
Однако свою вину Коршунов отрицал, мотивируя это тем, что подписывал по 600 документов в день, поскольку право первой финансовой подписи было у него. Он рассчитывал на то, что проверить цифру сразу будет трудно. Ведь перед тем как к нему приносили эти договоры, в них уже расписывались главный бухгалтер, начальник Управления собственной безопасности и много других сотрудников ФСИН.
После ареста Коршунова задержаны были и другие сотрудники подразделения.
— Конечно, к ФСИН достаточно много вопросов по закупочной деятельности, — комментирует председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов. — К примеру, история с теми же браслетами для лиц, находящихся под домашним арестом. Однако в данном деле возникает много вопросов. Ведь при задержании Коршунова было изъято не так много имущества, как у его предшественников. Может, подготовился? Но почему тогда не уехал? Поэтому следователям есть над чем поработать.
Для юристов и финансистов ясно, что хищение 160 миллионов рублей из государственного учреждения не мог совершить один человек. В этой схеме задействована целая цепочка лиц.
Поэтому и были задержаны еще несколько предполагаемых соучастников, среди которых — заместитель начальника тылового обеспечения Светлана Алексеева. Задержали и предпринимателя Марину Дюкаеву, через фирму которой «отмывались» украденные деньги. Женщине предъявили обвинение по статье «присвоение или растрата».
— Самому же Коршунову дополнительно вменили статью «злоупотребление должностными полномочиями», — рассказывает адвокат Олег Сухов.
Во время рассмотрения в суде вопроса о мере пресечения подозреваемый попросил оставить его под домашним арестом, поскольку у него серьезное заболевание — диабет. Но для судьи это не довод.
— Теперь обвиняемому грозит наказание — до десяти лет лишения свободы, — говорит Сухов. — В качестве дополнительного наказания могут присудить штраф до 1 миллиона рублей.
По второй статье предусмотрено наказание до четырех лет лишения свободы и лишение права занимать определенные должности в госструктурах. Сумма хищений возмутила многих пенсионеров. Среди них и ветеран МВД Василий Крячко.
— В последнее время участились случаи с нарушениями закона работниками правоохранительной системы, — говорит ветеран МВД. — Мне обидно за систему — ведь УФСИН когда-то подчинялось Министерству внутренних дел. На мой взгляд, сейчас хуже выстроена воспитательная работа с сотрудниками. Раньше замполит все знал о своих подчиненных, по несколько раз в году бывал у них дома, разговаривал по душам. Сейчас же все по-другому. Возможно, поэтому — и вседозволенность.
Движение «Синий кит»
В начале года стало известно, что среди молодежи пользуется популярностью опасное движение «Синий кит», стилизованное под игру. Через интернет, как правило, в социальных сетях, юноши и девушки получают задания, которые обязаны выполнять под страхом исключения из игры. С каждым заданием анонимные кураторы, промывая мозги, готовят молодежь к тому, что смерть — это хорошо. Финалом игры должно стать самоубийство. За неповиновение грозили расправиться с семьей. Было известно о нескольких жертвах, которые из-за жалости к семье пошли на отчаянный поступок.
И вот в июне в столице был задержан предполагаемый организатор группы смерти — простой почтальон Илья Сидоров. Его отправили в Челябинскую область, где расследуется самое громкое дело. У 13-летней школьницы из села Еткуль было 50 заданий. Их девочка выполняла на расстоянии полторы тысячи километров от куратора. Вначале были безобидные: например, нарисовать кита на руке. Однако последним, пятидесятым, было свести счеты с жизнью. Спасло девочку то, что доза таблеток, которых она наглоталась втайне от родных, оказалась не смертельной.
На контрольной по математике потерпевшей стало плохо, ей вызвали скорую, и врачам стало известно, почему девочка наглоталась таблеток. Вызвали полицию и комиссию по делам несовершеннолетних. Родители подтвердили, что их дочь круглые сутки проводила в интернете, в последнее время стала замкнутой и раздраженной. Все точки над «i» расставила переписка с куратором. Мать с отцом содрогнулись, когда узнали, что их дочь стояла всего в шаге от смерти.
Илью Сидорова вычислили почти сразу и вскоре задержали. В свободное от работы время он отдавал страшные приказы детям по всей стране.
— Подозреваемый пояснил, что является администратором группы смерти, в которую входили 32 человека, причем все несовершеннолетние, — сообщила «ВМ» официальный представитель МВД Ирина Волк.
На подозреваемого возбуждено уголовное дело по статье «доведение до самоубийства». Теперь ему грозит наказание от восьми до пятнадцати лет лишения свободы.
Чуть ранее был задержан организатор другой группы смерти, Филипп Будейкин, известный в интернете как Филипп Лис. Следователи считают, что он довел до самоубийства как минимум 15 подростков.
Криминал от искусства
23 мая полицейские нагрянули домой к художественному руководителю театра «Гоголь-центр» Кириллу Серебренникову и в сам театр. Было предъявлено постановление об обыске, в котором указывалось, что проводится он в связи с хищением бюджетных средств, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» на реализацию проекта «Платформа». Обвинение уже было предъявлено и бывшим сотрудникам театра: генеральному продюсеру «Седьмой студии» Алексею Малобродскому и главному бухгалтеру Нине Масляевой. Им вменялось хищение 64 миллионов рублей в период с 2011 по 2014 год, выделенных на развитие и популяризацию искусства.
По версии Следственного комитета, одним из неосуществленных проектов оказался спектакль «Сон в летнюю ночь», на который было выделено больше двух миллионов рублей. На тот момент Кирилл Серебренников проходил по делу как свидетель и полностью отрицал свою вину. Однако к концу августа сотрудники правоохранительных органов задержали уже и самого художественного руководителя, представив в суд ходатайство об избрании меры пресечения.
— Деяния Серебренников квалифицируются по статье «мошенничество», — прокомментировала официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.
Серебренников продолжает отрицать вину. Говорит, что «Сон в летнюю ночь» был поставлен и имеется запись этого спектакля. Но несмотря на показания задержанного, ему избрали меру пресечения — домашний арест.
— Теперь ему грозит до десяти лет лишения свободы, — рассказывает ветеран МВД, подполковник милиции в отставке Вячеслав Плотников. — Но обычно такие уголовные дела расследуются долго. Поэтому возможно, что Серебренникову в суде дадут тот срок, который он уже отбудет во время следствия и отпустят из зала суда за отбытием наказания.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен