«Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу»
Как больно… и как странно. Не стало Михаила Михайловича Державина. Любимого, талантливого, красивого человека и шикарного актера, которого любили миллионы зрителей в России и за рубежом.
А ведь казалось бы, еще совсем недавно мы сидели в редакции «ВМ» с его друзьями Александром Ширвиндтом, Верой Васильевой, Юрием Васильевым, Владимиром Матецким и супругой Роксаной Бабаян. Михаил Михайлович, только что написавший книгу «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу», представлял ее. Он уже тогда был болен, но нашел в себе силы соединиться с нами с помощью телетрансляции: был, как всегда, бодр, светел, полон надежд и веселой доброжелательности.
Вот это его качество – лучившаяся доброжелательность, как и чуткое внимание к совсем незнакомым людям, наиболее ярко отражали его же врожденную интеллигентность, которую не разрушило ни время, ни напряженный ритм работы, ни даже тяжелая болезнь. А человеком он был энциклопедически образованным.
И ведь было в кого стать таковым! Он родился в семье ведущего артиста вахтанговского театра Михаила Степановича Державина, с детства за столом слушал интересные беседы об искусстве знаменитых вахтанговцев - Рубена Симонова, Виктора Кольцова, Николая Охлопкова, Андрея Абрикосова, которые частенько наведывались в их квартирку в доме на Старом Арбате. «Питательная среда» свое дело сделала: уже в пять лет, будучи в военные годы в эвакуации в далекой Сибири, арбатский мальчишка Миша читал наизусть монолог Кутузова из спектакля отца в госпитале перед ранеными.
Конечно же, щукинское училище приняло в свои объятия талантливого студента, а позже Михаил Михайлович работал со многими хорошими режиссерами - Гиацинтовой, Эфросом, Дуровым, Плучеком, Арцибашевым, Захаровым. Работал в Театре им. Ленинского Комсомола, на Малой Бронной, а с 1968 года - в легендарном Театре Сатиры, который стал его вторым домом. Целая череда блистательных образов – прокуроров, артистов, шефов полиции, святош, военных и служащих всех калибров и мастей проходила перед глазами восторженных театралов. Билеты в театр Сатиры достать было совершенно невозможно.
Меж тем, эстрадный дуэт Михаила Державина и его лучшего друга Александра Ширвиндта гремел на всю страну, благодаря виртуозному умению друзей импровизировать на сцене, «держа в кармане фигу». Они вместе вели самую популярную развлекательную передачу в СССР «Утренняя почта», а Михаил Михайлович был еще и ведущим знаменитого Кабачка «13 стульев».
Я все время думаю, как же жалко, что советский кинематограф не снимал Державина с той щедростью, каковой он был достоин. Несмотря на то, что он был космически разносторонним актером и человеком, Михаил Михайлович в молодые годы внешне выглядел абсолютной помесью Алена Делона и Энтони Хопкинса, и посему не вписывался в советскую типажность. Его творческая судьба - это вечная борьба с режиссурой, которая пыталась наступить на его органику. А он был не способен переступить через это великое актерское качество, в какие бы самые безумные режиссерские руки не попадал. Однако замечательная картина «Трое в лодке, не считая собаки» сохранила зрителям образ подлинного Михаила Михайловича Державина. Режиссер Наум Бирман, чувствуя гениальность снимающейся у него троицы артистов, предоставлял им полную свободу импровизации. Вот где они оторвались по полной, являя миру всю свою удаль молодецкую, а заодно самоиронию и изумительное владение профессией!
Таким Михаил Михайлович и останется в нашей памяти – ироничным, обаятельным, интеллигентным, добрым, щедрым. И очень верным другом.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции