Главное
Истории
Бежевые мамы

Бежевые мамы

Традиция пить чай

Традиция пить чай

Роботы

Роботы

Предметы, которые исчезли

Предметы, которые исчезли

Страшилки

Страшилки

Полицейский с Петровки. Как изменилась служба полиции за последние 10 лет?

Полицейский с Петровки. Как изменилась служба полиции за последние 10 лет?

Зима в стиле Карениной

Зима в стиле Карениной

Русские «захватили» курорты Таиланда

Русские «захватили» курорты Таиланда

Северное сияние

Северное сияние

Любовь в императорской семье

Любовь в императорской семье

Критик Сергей Бирюков: Я разочарован «Пиковой дамой»

Развлечения
Шедевр Чайковского, бывший более века визитной карточкой Большого театра (первая постановка в главном театре — 1904 год), вернулся на Историческую сцену
Шедевр Чайковского, бывший более века визитной карточкой Большого театра (первая постановка в главном театре — 1904 год), вернулся на Историческую сцену / Фото: Пресс-служба Большого театра
15 февраля был первый день премьеры «Пиковой дамы» в постановке Рисаса Туминаса на Исторической сцене Большого театра. Сегодня, 16 февраля, - второй день премьеры. Билетов на спектакли нет до мая.

К слову, билеты на эту постановку недорогие - партер 8 тысяч рублей, но все раскупили заранее. Театралы давно ждали возвращения визитной карточки Большого театра - оперы "Пиковая дама". Генеральный директор главного театра страны Владимир Урин после успеха первой работы худрука театра Вахтангова в Большом Римаса Туминаса - оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", еще два года назад предложил поставить "Пиковую даму". Туминас начал репетировать премьеру с ноября прошлого года. Большой театр сделал все возможное, чтобы "Пиковая дама" получилась.

Большой театр дал Туминасу лучшие кадры - дирижера Тургана Сохиева, мировую звезду - партнера Анны Нетребко Юсифа Эйвазова, свою солистку - Анну Нечаеву. Из оперы Чайковского "Евгений Онегин" в "Пиковую даму" пришел исполнитель роли Онегина, один из лучших баритонов мира Василий Ладюк. Кстати, Анна Нечаева в опере Большого театра "Евгений Онегин" исполняет роль Татьяны. Бюджет для постановки был выделен самый что ни на есть щедрый, и великолепие костюмов, декораций  спектакля видны невооруженным глазом.

Но почему зритель не в восторге? Музыкальный критик Сергей Бирюков, член Союза композиторов России, испытывая огромное уважение перед драматическим режиссером Римасом Туминасом, не смог скрыть своего разочарования:

- У меня возникло ощущение, что Римас Туминас ставил спектакль "с холодным сердцем", и, простите, не вложив душу. Нет ощущения "безумной трагедии", о которой писал сам Чайковский, и которая есть в его музыке. У Чайковского есть любовь - настоящая любовь, и неспроста со словами любви Германн умирает. А в постановке Туминаса герои Германн и Лиза даже близко не подошли друг к другу. С первой сцены они - врозь. Цель режиссера показать, что любовь Германна ненастоящая, что им движет только честолюбие, но у Чайковского все по-другому. Зачем было ставить оперу Чайковского, чтобы провести эту линию алчности Германна? Ставили бы повесть Пушкина "Пиковая дама", и все бы получилось. Больше всего меня возмутила хореография Анжелики Холиной. Туминас словно самоустранился от постановки, и дал полную свободу своей подруге - Холиной, которая поставила не оперу "Пиковая дама", а массовый гимнастический спектакль. Зачем в течение двух половиной часов - все действие - эта гимнастика?! Простите, то, что я увидел в этой постановке - не балет, а гимнастика, которая идет в разрез с музыкой Чайковского. Каждый участник спектакля ставил свою оперу, и нет единения и гармонии. Пытается спасти спектакль дирижер Турган Сохиев. Я бы назвал его работу "граммотной и очень умелой".

Что касается солистов, на мой взгляд, Юсифа Эйвазова нельзя и близко поставить рядом с великим Атлантовым, который исполнял партию Германна. У Эйвазова неплохой голос, - он звезда (во многом благодаря своим выступлениям с Анной Нетребко), но для партии Германна пока не дотягивает. У Анны Нечаевой хорошее сопрано, но она по характеру не подходит для Лизы в опере Чайковского. Возможно, она соответствует Лизе из повести Пушкина, но все-таки Туминас ставит оперу Чайковского. Мне понравился Игорь Головатенко в партии Елецкого.

В целом, очень обидно за Большой театр, который вернул на сцену свою главную оперу "Пиковая дама" в таком холодном, подчас нелепом виде. После оперы в постановке Туминаса у меня осталось ощущение соприкосновения с чем-то несовершенным, невелированным. Правда, больно и обидно. Я - друг Большого театра, и с большим уважением отношусь к своим работам Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова, но в данном случае, молчать не могу. Простите, но это не опера Чайковского "Пиковая дама". С холодным сердцем нельзя ставить это великое произведение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пиковая дама вернулась на главную оперную сцену

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.