Расчет не на толерантность, а на талант
Понимая головой, что отправка Самойловой на «Евровидение» у многих вызывает вопросы (едва ли не первой еще в прошлом году выступила против этого известный критик Ирина Петровская), все же ощущаю кислый привкус во рту, слыша «наезды» на нее.
Да, течение снобских мыслей мне понятно. Ну как, это же скрытая фига в кармане! Кто же «такой» девушке откажет! Коварство и потирание потных ладошек?
Не знаю, сколько раз Самойлова слышала нечто подобное в свой адрес. На одном из музыкальных конкурсов ей, например, нечто близкое по смыслу сказала Алла Борисовна. В лицо. Процитируем близко к тексту: не рассчитывай, что тебе за твою коляску будут скидки. Самойлова кивнула. А после ее выступления Пугачева разрыдалась и аплодировала стоя – хотя уж в чем, но в сентиментальности нашу А.Б. никак не заподозришь. Так что и на этот раз опосредованно бросаемые в адрес Юли стрелы, может, и поцарапают ее кожу, но глубоких ран не нанесут. Она тертый калач, обросла в этом смысле коростой.
Но вопрос-то не к ней ведь, правда? Зайдем с другой стороны. Мне всегда интересно представить, что делали бы вот такие люди, сейчас критикующие факт отправки Самойловой на конкурс, если бы беда случилась с ними. Тьфу-тьфу, как говорится, но от тюрьмы да от сумы…
Вот, скажем, вчера ты ходил – а сегодня нет. Так бывает. Уверяю вас, что именно те, кто сегодня пытается углядеть в «подобном» только тонкий расчет и цинизм, тут же изменили бы позицию. Они не сидели бы в норе, не отказывались бы от активной жизни и делали все, чтобы их не считали какими-то «не такими». Разговор пошел бы о том, что у всех равные права, что нельзя делить общество на «таких» и «не таких», и уж точно никто не позволил бы себе бросаться словами типа «ущербность». Но пока это не касается лично тебя, вроде как можно проявить и «гражданскую позицию», «изобличая» расчет целой страны (а ведь получается именно так!) на «милость к падшим и убогим». И я уверена, что это решение критикуют только те, кто сами для себя, в глубине своей душонки, допускают возможность протаскивания своих интересов любым способом, хоть бы даже и давлением на жалость, и для кого лично все средства для достижения цели хороши. А Юля ненавидит слово инвалид и ведет блог, равного которому по оптимистичности нет. И жизнь у нее бьет ключом.
Кстати, момент: в прошлом году очаровательный Собрал – тот, что принес победу Португалии – получил на Евровидении первое место не потому, что имеет колоссальные проблемы с сердцем, а потому, что спел классно. И потому что песня была красивой. Но в хоре критиков нынешней ситуации с Самойловой об этом никто не вспоминает даже вскользь. Выходит, Собралу – можно, а Самойловой – нет?
История Евровидения неоднозначна, его результаты политизированы, на нем продолжают раздавать голоса по соседскому принципу. Так было, и так есть, и, думаю, будет всегда – пока «Евро» живет. Единственное, что на нем никогда не «канало» - это милосердие. Если бы «канало», то накинули бы откровенно старому уже, когда-то культовому исполнителю Энгельберту Хампердинку немного баллов, исходя из простой логики – ну зачем так откровенно старика запинывать, что же он, бывший кумир миллионов, окажется теперь в самом конце списка? Но нет жалости! И спевший плохо и плохую песню Хампердинк оказался в… Ну да, в самом конце.
Что касается западной попытки культивировать «всяческие отклонения от нормы», если под этим в данном контексте иметь в виду некоторое ограничение физических возможностей, то это банальное передергивание. Там – другое. Европейцы – на мой взгляд уже даже с перебором! - на волне бушующей толерантности так рьяно ратуют за абсолютно равные права для всех и в страшном сне не могут себе представить деления общества на «таких» и «не таких», что сидящая в коляске Юля будет оцениваться ими без малейших поправок на этот факт.
…Фрик Кончита Вурст, равно как и кумир одного из старых Евро, финская группа «Лорди», сняли «сливки» по разным причинам. Вурст – продолжающая(щий), кстати, зарабатывать на своей фриковатости – венец европейской толерантности, ее, с позволения сказать, бородатая отцемать и дочкобрат. Однако объективно у этого фрика хороший голос. И, при всех европейских извратах, «Колбасе» не дали бы на этом странном конкурсе первого места, не пой она ангельским голосом. А прикольные «Лорди» нахрипели на «золото» и стали культом только потому, что показали некий новый формат. Но ведь они при этом – блестящие, да еще и с юмором, музыканты! То же и с Юлей. И только убогие могут полагать, что именно коляска – ее «проездной» к победе. Ее ведет туда голос, талант, желание петь. Понравится – победит. Она, не коляска. Не понравится – выходит, не понравится.
И последнее. У «Евро» действительно короткая память и не слишком запоминающиеся исполнители. Но волна сходит, а кое-кто в памяти все же остается. Обаятельный Рыбак, например. Или потрясающая Кьяра. Лорин. И Собрал. Который запомнился, повторю, не проблемами с сердцем, а песней.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Музыкальное» пушечное мясо
Колонка обозревателя "ВМ" Анны Московкиной
В России снова началась подготовка к событию «вселенского масштаба» - к конкурсу «Евровидение». Как и в прошлом году, на сей раз сюда «снаряжают» певицу Юлию Самойлову.
Даже и не знаю, что более бессмысленно в этом всем: участие Самойловой или участие в конкурсе в принципе. Ведь за всю свою историю – а это с 1956 года - «Евровидение» дало мировой музыкальной культуре только одну стоящую группу – шведский квартет «ABBA». На этом вклад в мировую музыкальную культуру этого мероприятия закончился(далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции