Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Cергей Женовач: Хочу, чтобы к нам в театр приходили, как приходят в дом к близким друзьям

Развлечения
Сергей Женовач рассказал, как относится к творчеству Михаила Булгакова и откуда пошла традиция театра встречать гостей яблоками
Сергей Женовач рассказал, как относится к творчеству Михаила Булгакова и откуда пошла традиция театра встречать гостей яблоками / Фото: официальный сайт ГИТИСа
В Студии театрального искусства премьера – «Мастер и Маргарита» в постановке художественного руководителя театра Сергея Женовача.

В интервью «Вечерней Москве» режиссер рассказывает о работе над романом Михаила Булгакова.

- Сергей Васильевич, ваша постановка «Мастер и Маргарита» многим показалась удивительно ясной, реалистичной и легкой. Мистики, как ни странно, немного. Возможно, это ошибочное мнение, тогда как вы добивались совсем другого?

- Трудно оценивать свою работу. На мой взгляд, в спектакле есть и фантасмагоричность, и метафористичность, и острота. А житейской логики в понимании бытового театра как раз и нет. У нас не было намерения иллюстрировать роман. Хотелось придумать некий сценический ход, который развернул бы роман так, чтобы было интересно. Выдумываешь спектакли с таким намерением, чтобы, в первую очередь, самому хотелось поглядеть и, конечно, друзьям.

- Почему плохо иллюстрировать роман?

- Не то, чтобы плохо, скорее, неблагодарно. Причина в том, что в романе существует логика прозы, а в театре определяющими являются пространство, ритмы, решение спектакля и, конечно, артисты.

- По какому принципу распределяли роли? Возможно, исходя из внутренней похожести персонажа и актера?

- В спектакле участвует почти вся труппа театра. Каждый актер теоретически может сыграть несколько ролей, и таким образом возникает некий пасьянс. Выбор артиста – это решение не только роли, но и спектакля в целом.

- Литературоведы посвятили ряд работ поиску прототипов. Так, в образе Маргариты видят жену автора Елену Сергеевну. А вы учитывали, что в героях есть черты реальных людей?

- Роман «Мастер и Маргарита» - художественный вымысел, и искать прототипы вряд ли верно. Маргарита – собирательный образ. Думаю, что в ее характере отразились качества и черты многих женщин, которых любил Булгаков.

- Сколько времени вы работали над спектаклем?

- С 2015 года работа шла параллельно над спектаклем «Кира Георгиевна» по повести Виктора Некрасова и над «Мастером и Маргаритой».

- Изменились ли вы в процессе работы над спектаклем?

- Судить о себе не берусь. Любое произведение, которое берется для постановки, оказывает влияние на всех, и под его знаком живешь в этот период. Режиссер вместе с художником и артистами вступает на территорию автора, а потом начинается освоение, присвоение, впитывание. Любая встреча с гениальным автором оказывает сильное влияние на всех, кто сочиняет спектакль.

- Действие в спектакле происходит в сумасшедшем доме, а сам спектакль построен в жанре «шизофрения». Не кажется ли вам, что и сам роман – некий бред?

- Для меня это цельное, художественное произведение, которое не завершено. И в этом есть тайна, загадка. В романе есть фраза: «Рукописи не горят». Сохранилось несколько редакций романа. Окончательной версии Булгаков нам не оставил. Поскольку роман в поисках завершения, он такой живой и парадоксальный.

- Существует версия, согласно которой роман «Мастер и Маргарита» оказывает мистическое влияние на тех, кто берется его инсценировать или экранизировать.

- Так можно подойти к Гоголю, к Шекспиру, к Достоевскому, к любому гениальному писателю. Каждое великое произведение затрагивает бессознательное. Есть роман, есть сценическое пространство, есть артисты, есть желание сочинить театральную игру, и мы этим занимаемся. Говорить о возможных случайностях несерьезно.

- Вся Москва ждала этой премьеры. Для вас повышенный интерес к спектаклю не был грузом?

- Работаешь ведь для радости, удовольствия, постижения, а не для успеха или оценки.

- Но реакция зрителя для вас важна?

- Получился спектакль или нет – можно понять только после того, когда приходит зритель. При этом мы не делали спектакли, ориентируясь на восприятие публики. Но именно зал расставляет акценты в спектакле. Причем зал каждый спектакль разный. Когда больше молодежи – одно восприятие спектакля. В зависимости от показа в Москве или в провинции - другое. Если зал будет состоять, к примеру, из военных – третье. Прелесть театра еще в непредсказуемости реакции зрителя. Дыхание зрительного зала во многом зависит от людей, которые пришли смотреть спектакль.

- Роман «Мастер и Маргарита» - в числе ваших любимых?

- Михаил Булгаков – один из близких мне авторов, с которыми я иду по жизни.

- В спектакле Маргарита ест яблоко. И символ вашей студии – яблоко. Почему?

- Предложил встречать зрителей яблоками в нашем театре художник Александр Боровский. Я – человек южный, вырос на яблоках, и мне это понравилось. Мы хотим, чтобы в наш театр приходили , как приходят в дом к близким друзьям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Министр культуры выбрал нового худрука МХТ. Им станет Сергей Женовач

Чем известен Сергей Женовач

Назван преемник Олега Табакова, который сменит его на посту художественного руководителя МХТ имени Чехова

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.