Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Две жизни Юрия Нагибина

Развлечения
Две жизни Юрия Нагибина
Если бы Юрий Нагибин родился, жил и умер в США, он стал бы классиком американской литературы, властителем дум нескольких поколений читателей, писателем масштаба Джона Чивера, Ирвина Шоу и Джона Апдайка. Как сценариста, его бы ждал оглушительный успех в Голливуде. Весь мир бы, затаив дыхание, смотрел фильмы по его сценариям, восхищался его произведениями. Наряду с Хемингуэем, он бы вошёл в учебники литературы, как мастер рассказа, а по энциклопедическому охвату материала, глубине погружения в жизнь его бы поставили в один ряд с Теодором Драйзером и Шервудом Андерсеном.

Но Юрий Нагибин (3 апреля 1920 - 17 июня 1994) родился и жил в СССР, поэтому ему выпала иная судьба. Тоже по-своему счастливая, но полная трагических противоречий, страхов, комплексов, сомнений и метаний между образом благонамеренного «советского писателя», члена всевозможных правлений и редколлегий и - разрывающим душу неприятием этого образа на подсознательном (бессознательном) уровне. У Юрия Нагибина было две жизни: преуспевающего и уважаемого, «выездного» (в советское время это означало высшую степень доверия со стороны власти) литератора, и – скрытого ненавистника «большого стиля» СССР, пристального летописца и наблюдателя за лживостью и изъянами этого стиля, что в конечном итоге (почти по Фрейду) обернулось транзитом окружающего, начиная с расстрела отца, детским мыканьем по родственникам, жизнью под чужой фамилией и прочими изломами биографии, негатива в собственную личность. В известном смысле это разрушило, лишило гармонии внутренний мир писателя. В противостоянии с системой выстаивали только сильные, превратившие жизнь в борьбу личности, такие как Александр Солженицын или Леонид Бородин. Нагибин же хотел жить и, насколько это было возможно в СССР, жить красиво. Хотя, ему нельзя отказать в мужестве. Он не побоялся подписать письмо в защиту Синявского и Даниэля, осмелившихся передать свои непроходные в СССР произведения на Запад.

Изнанка красивой жизни приоткрылась в последние годы жизни и после смерти писателя. Публикация нелицеприятного, часто за пределами (прежде всего в отношения себя) приличий «Дневника» и повести «Золотая моя тёща», где он подробно с элементами мазохизма описал любовный роман с матерью одной из своих шести жён, превратило Нагибина в enfant terrible советской литературы. Он болезненно и талантливо (здесь его можно сравнить с Юрием Олешей), я бы сказал пошагово, осмыслил духовное и физическое саморазрушение, как способ существования художника. Вместе с молодым в то время Эдуардом Лимоновым Нагибин на короткое время снискал лавры советского Генри Миллера.

Но в первой своей жизни – преуспевающего советского писателя – Нагибин был исключительно успешен. Его литературный талант был подобен воде, естественно принимающей форму любого сосуда (жанра): рассказа, повести, киносценария, эссе, жизнеописания, путевого очерка, краеведческого исследования, охотничьих заметок в духе Тургенева, романтической новеллы в духе Проспера Мериме. Всю свою жизнь Нагибин, подобно Пушкину, играючи собирал дань с тридцати трёх (во времена Пушкина, правда, их было больше) букв русского алфавита.

Некоторые писатели высились в советской литературе, как скалы: Шолохов, Леонов, позже – Анатолий Иванов, Пётр Проскурин, Георгий Марков. Нагибин же был растворён в её суровой атмосфере, как солнечный, иногда сумеречный, но всегда живой и лёгкий свет. Его отличало врождённое чувство языка, он был превосходным стилистом, изощрённым мастером диалога, «тонкой настройки» сюжета. Иногда писательское мастерство Нагибина опережало выстраданность «кандальную», как у Достоевского, привязанность к «главной», волнующей писателя теме. У Нагибина не было такой – на вынос обществу - темы. А какая была – ту он прятал в «Дневнике». В советской литературе Нагибин, как яркая бабочка перелетал с цветка на цветок. С эпического киносценария «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли - на исторические повествования о Чайковском, Бахе, Кальмане, шахматисте Сало Флоре, других известных и достойных людях. С тончайшей прозы о «вечном» - взрослении, подростковой дружбе, первой любви, отношениях мужчины и женщины, конфликте поколений, человеческих радостях и потерях – на «Рассказы о Гагарине» , а (когда стало можно) – на «Любовь вождей» (Сталин, Ленин, Гитлер, Берия, Брежнев).

Творчество Юрия Нагибина останется в истории русской советской литературы, как одна из вершин «очеловеченного» социалистического реализма. Сам же он – как писатель, сочетавший в себе тень и свет. Он убедительно показал здоровую, честную и духовно цельную жизнь простых советских людей. Но - через «Дневник» и произведения последних лет – показал и цену, которую платит художник за творческую «переплавку» мерзости повседневного существования (чего стоят главы, описывающие «бои» автора в иностранной комиссии Союза писателей за право вырваться за рубеж) в нейтральный жизненный материал, внутри которого художник конструирует мир своих героев, рисует картину добра и зла.

Было ли творчество Нагибина обманом читателей? По большому счёту нет. Нагибину был чужд воспитательно-коммунистический пафос. Он, как рыба тихую заводь, предпочитал неконфликтные, спокойные темы. А когда не о чем было писать – писал о чём угодно, наслаждался игрой в слова, метафорами, убедительно демонстрировал, что большой писатель, даже когда пишет ни о чём – о цыганках «струящихся как сиреневый дым вдоль дощатых заборов», всё равно пишет прекрасно.

В смысле образованности, одарённости, работоспособности Юрий Нагибин был на две головы выше подавляющего большинства коллег по цеху. Им восхищались, ему завидовали, о нём ещё при жизни ходили легенды. Я запомнил две: о мраморных (как в Летнем саду) изваяниях на его даче и – об унизительных для мужчины моментах, связанных с одной из жён – Беллой Ахмадуллиной.

Последние месяцы жизни Юрий Нагибин провёл в Италии. Сбылась его мечта о свободе. Он примерил на себя образ «коммерчески успешного» писателя и даже начал выпускать за собственный счёт собрание сочинений. Но душа Юрия Нагибина навсегда осталась разорванной между светлой и тёмной стороной жизни в СССР. Большой талант был помещён в «испанский сапог» тогдашнего мироустройства. Конфликт Нагибина с эпохой заключался в том, что он, в отличие от большинства своих коллег, не говоря о читателях, остро ощущал даже мельчайшие «гвозди» внутри этого сапога, сводя под единый знаменатель несовершенство окружающего мира и своё собственное – человеческое – несовершенство. Так ему было легче.

Юрий Нагибин оставил читателю выбор. Хочешь – наслаждайся тёплом и светом, прекрасным русским языком его лучших рассказов. Хочешь – изучай «Дневник» и «Золотую мою тёщу», как пособие по психопатологии обыденной советской жизни.

                                                                         ***

РОДОМ С ЧИСТЫХ ПРУДОВ

В прошлом году «Вечерняя Москва» выпустила альбом, посвященный Юрию Нагибину, «Родом с Чистых прудов. Юрий Нагибин: жизнь и судьба» при поддержке Департамента СМИ и рекламы правительства Москвы. Альбом содержит уникальные фотографии, свидетельства и документы, в том числе и из семейного архива писателя. 

Отметим, что издание вошло в шорт-лист ежегодного Национального конкурса «Книга года — 2017» 

По вопросам приобретения книги в редакции можно обращаться по тел. 8 (499)557-04-07 (отдел распространения).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.