Новый статус электросамокатов: что теперь грозит яростным нарушителям ПДД
Несколько дней назад Следственный комитет организовал проверку по факту получения актрисой «Ленкома» Аленой Митрошиной травм после столкновения с подростком на электросамокате. Это далеко не первое ДТП с участием любителей прокатиться с ветерком по тротуарам. «Вечерняя Москва» решила узнать, как изменилась жизнь самокатчиков после того, как их признали «Средствами индивидуальной мобильности» (СИМ).
ДТП
Актриса Митрошина после аварии с участием подростка на самокате была госпитализирована. У нее диагностировали различные травмы, в том числе перелом челюсти. По данному факту следственный комитет организовал проверку, отчет по которой запросил Глава ведомства Александр Бастрыкин.
Похожий инцидент произошел на Профсоюзной улице в Москве. Мужчина на электросамокате сбил двухлетнего ребенка, который гулял с мамой. Инцидент попал на видео. Малыша госпитализировали с травмами, а виновник скрылся с места преступления. Вскоре его задержал патруль Росгвардии.
Все эти события произошли уже после того, как в Правила дорожного движения внесли изменения, согласно которым электросамокаты стали транспортными средствами, и люди, на них разъезжающие, перестали считаться пешеходами.
Не пешеход, но и не полноправное ТС
Согласно новым правилам, «Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес или роликов, предназначенное для передвижения человека посредством использования одного или нескольких двигателей». В число подобных средств передвижения можно внести электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и прочий аналогичный транспорт. Однако стоит отметить, что они не являются «Механическими транспортными средствами». В соответствующий пункт правил были внесены изменения, чтобы это подчеркнуть.
Пояснения внесли и в пункт о пешеходах. Если гражданин передвигается при помощи СИМ, то он пешеходом не является. Если же идет рядом с ним и перемещает его своими силами — то он все еще пешеход.
Основным местом передвижения, предназначенным для водителя СИМ, являются велосипедные и велопешеходные дорожки и зоны. То есть на подобных транспортных средствах нельзя передвигаться по автомобильным дорогам, за исключением ситуаций, когда велодорожек и тротуаров нет. В таком случаем можно ехать по обочине.
Дополнительные ограничения установлены для несовершеннолетних водителей: дети до семи лет могут кататься на электросамокатах только в присутствии взрослых по пешеходным тротуарам и дорожкам, от семи до четырнадцати — можно без родителей, но только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам.
Также из-за того, что электросамокат теперь является транспортным средством, на водителей СИМ накладываются такие же ограничения по скорости, как и на остальных участников движения. Максимальная скорость в городе не должна превышать 20 километров в час. Несмотря на это, во время движения водители на СИМ все еще подчиняются пешеходным и велосипедным светофорам.
«Погрозят пальчиком»
При всем этом нагромождении изменений в деле электросамокатов с юридической точки зрения особо ничего и не поменялось. Такое мнение высказал автоюрист Лев Воропаев.
— Например, с точки зрения оформления ДТП ничего принципиально не менялось. Эти СИМ как считались транспортными средствами до 1 марта, так и продолжают ими оставаться. А суды в некоторых регионах страны их до сих пор определяют как мопеды, если объем двигателя электросамоката превышает 250 ватт, — отметил эксперт.
Причем однозначной позиции по этому вопросу нет до сих пор.
— Мы обратились в Верховный суд для разъяснения ситуации, до сих пор ждем ответа. В дальнейшем будет все зависеть от их постановления: считать ли электросамокаты с любым двигателем СИМ, — рассказал Воропаев.
По его словам, в случае если самокат считают средством индивидуальной мобильности, то нарушившего ПДД водителя ждет мягкое наказание, а если суд признает ТС мопедом, то и штрафы, и санкции станут заметно строже. Так, в этом случае при вождении в пьяном виде водителя смогут лишить прав и оштрафовать на 30 тысяч рублей, в случае попытки скрыться с места происшествия — арестовать на 15 суток. А пока электросамокат признан СИМ, то максимальным наказанием останется штраф на полторы тысячи рублей.
— То есть в зависимости от объема двигателя за одни и те же нарушения могут серьезно наказать, а могут просто «погрозить пальчиком», — отметил Воропаев.
В обоих случаях, правда, потерпевшая сторона может обратиться в суд для возмещения морального и материального ущерба.
— В случае если водитель транспортного средства не достиг возраста привлечения к административной ответственности или не имеет дохода, то иски о возмещении имеет смысл подавать в отношении его родителей или законных представителей, — резюмировал эксперт.
По его словам, пострадавшему от подростков на электросамокатах всегда имеет смысл обращаться в ГИБДД, после чего формировать иски.