Какие схемы используют мошенники и как не стать их жертвой
Каждый день мошенники обманывают сотни людей. При этом от попадания на крючок аферистов не застрахован никто: поверить могут как пенсионеры, так и сотрудники банков. Министерство цифрового развития совместно с ГУ МВД России провело вебинар на тему «Как не стать жертвой мошенника» в рамках проекта «Перезвони сам». Сотрудники уголовного розыска рассказали о самых частых мошеннических схемах, подкрепляя их конкретными примерами. Главное из вебинара — в материале «Вечерней Москвы».
Сообщение от «начальника»
Сотруднику одного из федеральных ведомств пришло сообщение от «начальника» в мессенджере. Лжеруководитель сообщил подчиненному, что скоро с ним на связь выйдет «куратор». От мужчины требовалось выполнить все, о чем его попросят, и никому не сообщать о диалоге. Вскоре после этого аферисты обманули и жену жертвы.
В итоге поверивший «начальнику» мужчина лишился 12 миллионов рублей. О том, что это обман, догадалась его супруга. Однако было поздно.
Похожим образом обманули столичную чиновницу. Женщине написал «работодатель». Он сообщил, что скоро с ней на связь выйдет сотрудник спецслужб, и попросил «не подвести». В результате мошенники обогатились на девять миллионов рублей.
— Представьте себе, что вы находитесь на работе. Вам приходит СМС от начальника, что с тобой сейчас свяжется сотрудник Федеральной службы безопасности или полиции. Тебе надо будет с ним поговорить и об этом не рассказывать. Здесь у вас включается самая интересная история: доверие. Вы начинаете прежде всего выполнять поручение большого начальника. Потом, буквально в течение минуты, вам поступает звонок уже от «силовика», — рассказал начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД России по столице Владимир Васенин.
Васенин подчеркнул, что в таком случае нужно тут же прекратить переписку и перезвонить отправителю сообщения. При этом лучше сделать это не через мессенджер, а непосредственно на сотовый телефон.
Звонок от «сотрудника банка»
Более распространенной схемой мошенничества является обман от имени «сотрудника банка». Звонивший сообщает, что неизвестные пытаются похитить средства со счета. После этого аферисты просят снять сбережения и перевести их на «безопасный счет».
Васенин подчеркнул, что таким образом мошенники обманывают не только пенсионеров. Так, например, одной из жертв преступной схемы стал сотрудник финансово-кредитной сферы. Он отдал «банкирам» 1,6 миллиона рублей.
Однако эта история завершилась хорошо для пострадавшего: он сразу обратился в полицию, что позволило задержать злоумышленников и вернуть похищенные средства.
Похожим образом обманули сотрудника одного из столичных департаментов. Аферисты убедили его перевести четыре миллиона рублей.
— Просто представьте: человек работает в кредитно-финансовой сфере, разбирается в денежных потоках. И все равно становится жертвой мошенников. Если их опыт равен 100 процентов, то представьте, сколько знаем мы. Скорее всего, меньше половины, — отметил Васенин.
ДТП и лекарства
В один из дней мошенник позвонил 94-летнему генералу в отставке, представился следователем и сообщил, что его внучка попала в ДТП. Далее он попросил за освобождение девушки от уголовной ответственности 1,5 миллиона рублей.
Шокированный пенсионер сообщил, что у него есть только 635 тысяч рублей. Афериста это устроило, после чего он прислал за деньгами курьера.
— И знаете, что самое интересное? Насколько мы знаем, не так давно к нему приходили с профилактической беседой. Ему все рассказали о том, какие бывают мошеннические схемы. Но даже это не помогло, — подчеркнул Васенин.
Зачастую мошенники используют еще одну схему, которая крайне актуальна для людей старше 60 лет. Речь идет о «компенсации за покупку некачественных лекарств».
Аферисты действуют следующим образом: находят пенсионеров, заказавших лекарства через интернет, и связываются с ними от имени СК либо другого ведомства. Они сообщают, что якобы расследуют уголовное дело в отношении производителя препаратов и предлагают собеседнику «помочь в привлечении к ответственности недобросовестных продавцов».
Для этого пенсионера сначала просят заплатить госпошлину, что якобы позволит ему выступить в суде. Затем жертве сообщают, что оплата была внесена с опозданием, за что положен «штраф». Далее просят оплатить услуги адвоката, которого якобы сразу назначили.
— Вот посмотрите на эту ситуацию. Что вас смущает в этом диалоге? Что уже вас наталкивает на мысль, что это мошенник? Наверное, как минимум то, что вам сразу сказали, что вам нужно перевести деньги. Тут же следом говорят, что вам необходимо оплатить какой-то штраф. Да вы еще ничего не сделали, а у вас уже какой-то штраф, — подчеркнул Васенин.
Четыре правила
На протяжении всего вебинара Васенин акцентировал внимание на ряде отличительных черт мошенников. Также он дал несколько советов, которые помогут сохранить деньги.
Во-первых, не стоит переходить по подозрительным ссылкам и тем более оставлять там любые сведения о себе. Речь идет в том числе о данных банковской карты, паролях от социальных сетей и другой информации.
Во-вторых, в любой непонятной ситуации лучше перезвонить собеседнику на сотовый телефон. Будь то коллега, начальник или друг. При этом звонить через мессенджер, в котором идет диалог, не стоит.
В-третьих, не лишним будет рассказать о ситуации другу или знакомому. Эмоционально стабильный собеседник сможет отговорить от неправильного шага.
В-четвертых, нужно запомнить, что не существует понятия «безопасный счет». Деньги по-настоящему находятся в сохранности только тогда, когда они лежат на счете своего хозяина.
Если ошибка все же совершена, нужно как можно скорее обратиться в ближайшее отделение полиции.
Васенин подчеркнул, что благодаря слаженным действиям стражей порядка и риелторов за минувший год удалось «вырвать из рук аферистов» более 80 квартир.