Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Побег из СИЗО в Екатеринбурге 1 сентября 2025-го: где могут скрываться террористы, что известно о скандальном СИЗО

Происшествия

Двое террористов, пытавшихся поджечь военкомат, сбежали из СИЗО-1 в Екатеринбурге. Их разыскивают вторые сутки. Сам СИЗО-1 известен своими тяжелыми условиями и жесткими порядками. В 90-х из него был совершен один из самых громких и кровавых побегов в истории постсоветской России. «Вечерняя Москва» разбиралась в деталях этих инцидентов.

Что известно о террористах, сбежавших из СИЗО

Речь идет о двух 24-летних уроженцах Свердловской области — Александре Черепанове* из города Нижние Серги и Иване Корюкове* из Кировграда. По данным E1, до ареста оба работали монтажниками в Екатеринбурге.

В мае 2023 года Черепанов* и Корюков* попытались поджечь военкомат в Екатеринбурге. Ночью они пришли к военному комиссариату Кировского и Октябрьского районов с канистрой, в которой находились пять литров бензина. Когда мужчины принялись обливать здание горючей жидкостью, их заметил охранник. Он вызвал подкрепление.

Сотрудники спецслужб прибыли к месту происшествия до того, как преступники успели устроить пожар. Черепанова* и Корюкова* задержали. На допросе они признались, что действовали по указанию украинских кураторов, которые пообещали заплатить им 40 тысяч рублей. Ura.ru отмечает, что преступники были сторонниками некой террористической организации, запрещенной на территории РФ.

В октябре 2024 года террористам вынесли приговоры. Черепанов* получил семь лет лишения свободы, а Корюков* — 9,5 года тюремного заключения.

Побег из СИЗО

В ночь на 1 сентября Черепанов* и Корюков* совершили побег. Они каким-то образом смогли пробраться на крышу СИЗО, перелезть на кровлю церковного здания и уйти через Ивановское кладбище.

— Пропажу арестантов заметили лишь в 10:20. Среди сотрудников и руководства УФСИН ожидаются отставки, дисциплинарные взыскания, проверки, — приводит kp.ru слова анонимного источника.

Для совершения побега террористы дождались этапирования в исправительную колонию. После их пропажи силовиков подняли по тревоге, они занимаются поиском беглецов. Сестра Корюкова* сообщила, что к ней пришли с обысками. Осужденных за попытку поджога военкомата объявили в федеральный розыск.

Telegram-канал Baza пишет, что преступников разыскивают возле местного парка Победы, где их якобы заметили вечером 1 сентября. На этой территории находятся заброшенные дачи, где могут скрываться террористы. По другой версии, Черепанова* и Корюкова* видели в городе Богдановиче, который находится примерно в 100 километрах от Екатеринбурга.

Корреспондент «Вечерней Москвы» попытался связаться с пресс-службой ГУ ФСИН по Свердловской области, но там не стали отвечать на его вопросы.

Побег мог произойти из-за коррупции в СИЗО

К побегу террористов из СИЗО-1 могла привести преступная халатность сотрудников и, вероятно, коррупция. Такое мнение высказала член Совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачева.

— Возможна коррупционная составляющая: заключенных за руки (якобы в рамках каких-то мероприятий) просто могли провести до КПП. Но тут, конечно, к тем, кто это сделал, сразу возникают вопросы, — считает она.

Меркачева также предположила, что сотрудники изолятора могли оставить ключи от камер в месте, где до них могли добраться заключенные. Однако просто открыть камеру было бы недостаточно, потому что безопасность в СИЗО обеспечивается на нескольких уровнях. По мнению правозащитницы, преступников обязательно поймали бы на одном из этапов. Примечательно, что в отношении сотрудников изолятора уже завели уголовное дело о халатности.

С ней согласился другой правозащитник, администратор Telegram-канала «Правозащитники Урала» Алексей Соколов, который ранее находился в СИЗО-1 в Екатеринбурге, проходя по делу о публикации экстремистской символики в Сети.

— Выйти из камеры гипотетически возможно. Но вот выйти потом через окно, залезть на крышу — это было бы очень сложно, особенно без чьей-то помощи. Там везде стоят электронные датчики, через них пройти невозможно, — рассказал Соколов корреспонденту «Вечерней Москвы».

Чем известен СИЗО-1 в Екатеринбурге

Следственный изолятор № 1 находится на улице Репина — практически в самом центре Екатеринбурга, поэтому данное учреждение еще называют «екатеринбургским централом». Изолятор был построен в 1930 году и считается одним из старейших СИЗО России.

СИЗО-1 состоит из семи корпусов. В первом из них находится медчасть с отделениями терапии и психиатрии. Во втором корпусе содержат рецидивистов, а в третьем, пятом, шестом и седьмом блоках — ранее не судимых людей. В четвертый корпус отправляют педофилов и новых арестантов, находящихся на карантине. Также на территории СИЗО есть карцер с одиночными камерами, куда помещают нарушителей распорядка.

Фото: URA.RU/ТАСС

Член СПЧ Ева Меркачева рассказала, что несколько лет назад ездила в СИЗО-1 с проверкой. По словам правозащитницы, тогда зданию изолятора срочно требовался ремонт.

— Поскольку здание СИЗО-1 само по себе старое, конечно, там были проблемы с коммуникациями, которые гипотетически можно было использовать для побега, — подчеркивала она в беседе с «Лентой.ру».

В уральском СИЗО-1 содержались многие известные преступники. В их числе основатель одной из самых мощных ОПГ Екатеринбурга «Синие» Андрей Трофимов (Трофа), бывший лидер дальневосточной ОПГ «Общак» Эдик Большой (Сахно), убивший жену фотограф Дмитрий Лошагин и многие другие. До 20 августа 2025 года в этом изоляторе также находился глава свердловской редакции Ura.ru Денис Аллаяров, обвиняемый в даче взятки.

Жесткие условия в СИЗО-1 в Екатеринбурге

О жестких условиях в СИЗО-1 рассказывали многие арестанты. Например, в 2005 году бывший полковник ФСБ Михаил Трепашкин, которого судили за разглашение гостайны и хранение оружия, называл это учреждение одним из худших изоляторов, где ему пришлось побывать.

— Из всех шести мест, где мне пришлось находиться, самые жуткие условия — в екатеринбургском СИЗО № 1. Нас в количестве 24 человек загнали в крошечную камеру. 12 взрослых и 12 малолеток... В СИЗО обычным делом считается в одну камеру сажать малолеток со взрослыми, «легкостатейников» — с тяжелыми преступниками. Они там делятся опытом и на волю, скорее всего, выйдут еще большими преступниками, чем сели, — вспоминал он в беседе с «Новыми известиями».

Как рассказал «Вечерней Москве» правозащитник Алексей Соколов, он, будучи в СИЗО-1, неоднократно жаловался на сотрудников в прокуратуру, но результатов это не давало.

— Распорядок там совершенно не соблюдали, количественные проверки по вечерам не проводили. Это когда сотрудники дежурной смены приходят и проверяют пофамильно, все ли заключенные на месте. В каждой камере были установлены домофоны, чтобы заключенные могли связаться с сотрудниками СИЗО. Но дежурного, который должен был сидеть на посту у домофона, никогда не было на месте. Поэтому докричаться до него было очень сложно, — подчеркнул он.

А в ноябре 2023 года в СИЗО-1 умерли сразу два арестанта. По данным kp.ru, один из них умер из-за передозировки наркотиков, но официально эту версию не подтвердили. Второго заключенного до смерти избили сокамерники. Предположительно, мужчине могли отомстить за отказ соблюдать порядки, установленные другими преступниками, и «неправильный вход в тюремную хату».

Побег из СИЗО-1 в 90-х

Летом 1994 года в СИЗО-1 произошел «громкий и кровавый» побег. Тогда покинуть изолятор попытались четыре участника преступных группировок: Игорь Костарев, Александр Махов, Владимир Прасолов и Владимир Гайда.

Преступники уговорили одного из смотрителей открыть камеры, а затем напали на него и забрали оружие. После этого бандиты через подземный переход добрались до комнаты, где проходят встречи арестантов с родственниками, и стали по очереди вылезать наружу через окошки для передачек.

Первым на свободу выбрался Костарев. Он успел скрыться за считаные минуты до того, как территорию СИЗО оцепили силовики. Оказавшись в западне, Махов, Прасолов и Гайда забаррикадировались в изоляторе и взяли в заложники других заключенных и работников СИЗО.

Фото: скриншот / 66.ru

Территорию изолятора окружили почти 300 сотрудников ОМОНа, РОВД, ГАИ и других оперативных служб. Для переговоров с бандитами оперативники привлекли одного из самых авторитетных в Свердловской области воров в законе Владимира Колупайло (Северенок).

Постепенно Махов, Прасолов и Гайда стали выпускать заложников в обмен на передачки. Так, нескольких человек они «обменяли» на алкоголь, куда оперативники заранее добавили снотворное. Вскоре бандиты опьянели и уснули, заложники стали тихонько выбираться наружу. Около полуночи 9 июня в помещение приема передач зашел спецназ. В ходе штурма Гайда погиб, а Махов и Прасолов сдались. А вскоре оперативники поймали и Костарева.

После этого скандала были уволены замначальника службы исправительных дел и социальной реабилитации свердловского УВД, начальник СИЗО-1 и его заместитель. А инспектора «екатеринбургского централа» Сергея Ханина, который открыл одну из камер и выпустил преступников наружу, обвинили в халатности.

В 1998 году всем фигурантам вынесли приговоры. Костарев, Прасолов и Махов по совокупности преступлений получили по 15 лет тюремного заключения. А Ханину назначили год исправительных работ. Правда, его тут же освободили из зала суда с формулировкой: «в связи с отбытием наказания».

В декабре 2024 года случился еще один побег. Трое заключенных сбежали из исправительного центра в Свердловской области, выбив решетки на окнах. Их искали несколько суток.

В России существует еще несколько «легендарных» тюрем, где содержатся самые страшные преступники и выйти из которых практически невозможно. Например, колонии «Вологодский пятак» и «Снежинка». «Вечерняя Москва» подробно рассказывала о каждой из них. Периодически в таких тюрьмах разгораются скандалы из-за жалоб заключенных на якобы пытки. Например, в октябре 2024 года такую жалобу подал бывший член Совета Федерации РФ Рауф Арашуков, отбывающий в «Черном дельфине» пожизненный срок за организацию убийства.

*Внесены в перечень террористов и экстремистов на территории РФ.

amp-next-page separator