Почему полет Ан-148 стал последним
В настоящее время ни одна из озвученных версий не нашла своего официального подтверждения. Уже начата процедура опознания тел погибших. По словам министра транспорта России Максима Соколова, на это может уйти от двух до трех месяцев.Специалисты продолжают расшифровку речевого бортового самописца. По итогам предварительного анализа параметрического черного ящика выяснилось, что во время взлета пилоты обнаружили расхождения в показателях скорости. Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов пояснил, что по идее данные со всех черных ящиков нужно публиковать одновременно.
- Межгосударственный авиационный комитет не совсем правильно поступил, опубликовав предварительные результаты в интернете, - заявил Олег Смирнов. – Это половинчатые данные, которые должны быть дополнены показателями всех бортовых самописцев. И с этой информацией общественность должен был ознакомить председатель комиссии по расследованию катастрофы.
Действия экипажа
По полученным на данный момент сведениям, после второй разовой команды «Проверь скорость» члены экипажа перевели самолет в ручной режим управления.
- На мой взгляд, это решение было продиктовано профессиональной необходимостью, - поделился своим мнением заслуженный летчик-испытатель России Сергей Завалкин. – Если бы на борту разворачивались другие обстоятельства, самолет продолжил бы подниматься на автопилоте, так как это более комфортный и в ряде случаев безопасный способ.
Сергей Завалкин считает, что вряд ли опытный экипаж в тот момент мог судорожно нажимать на кнопки. Однако по неподтвержденным данным, после обнаружения неисправности в кабине пилотов началась паника. Если так и было, то потеря контроля над ситуацией могла обернуться печальными последствиями.
- Жизнь командира корабля устроена таким образом, что зачастую решение может принимать только он, - говорит Олег Смирнов. – Сложность летной работы в том, что никто наверху ему не сможет помочь. Зачастую пилоты берут на себя последствия недоработок наземного персонала.
По мнению Олега Смирнова, решение перевести самолет на ручное управление после обозначенного сигнала было правильным. А вот дальнейшие действия экипажа у него вызывают вопросы.
- Когда пилоты столкнулись с данной ситуацией, они сделали ряд грамотных действий. Но после перевода самолета в ручной режим происходят необъяснимое. Экипаж все время увеличивал скорость, при этом не контролируя высоту. Ответить на вопрос, почему так произошло, сможет расшифровка речевого самописца, - резюмировал эксперт.
Фактически экипаж мог потеряться в пространстве. Вероятно, они просто не поняли, что вместо взлета в данную секунду происходит падение. В итоге борт на скорости 800 километров в час воткнулся в землю под углом в 25 градусов.
- Странно, что выйдя из облаков и увидев свое положение, экипаж не предпринял никаких действий. Хотя это можно объяснить тем, что по прогнозу погоды в этом месте были снежные осадки. Возможно, из-за этого он так и не смог определить свое положение, - сказал Олег Смирнов.
Замерзшие датчики скорости
Сергей Завалкин не исключает отказа той техники, которая отвечает за работу автопилота. Эксперты уже установили, что расхождение в показаниях датчиков могло быть вызвано их обледенением. Пилоты по пока неизвестной причине не включили систему их обогрева.
- Датчики скорости, или так называемые приемники полного давления, обогреваются с земли, - продолжает летчик-испытатель. – Поскольку в воздухе всегда присутствует определенное количество влаги, то они, при высокой скорости движения, начинают обледеневать уже при температуре плюс пять градусов. Но судить о том, что работало в тот момент, а что нет, пока рано. Имеющихся данных недостаточно для того, чтобы сделать окончательный вывод.
- В современных самолетах датчики скорости являются одними из ключевых элементов для полета, - подчеркнул Сергей Завалкин. – Их отказ приводит к отказу очень многих систем на борту. Это все равно, что двигаться с закрытыми глазами.
Олег Смирнов не понимает, почему система обогрева датчиков скорости была выключена. Ее работу в обязательном порядке проверяют перед началом полета.
- Фактически проверка функционирования этого датчика является молитвой для любого экипажа, - уверяет эксперт. – Их включение подтверждается контрольной картой обязательных проверок. Один пилот читает карту, второй включает названный прибор. Подтвердить или опровергнуть включение обогрева может только речевой черный ящик.
Теоретически после расшифровки речевого самописца может сложиться серьезное противоречие. Встанет вопрос: если проверка системы обязательна и пилот подтвердил включение, то почему же данные с параметрического черного ящика показали, что обогрев не функционировал? Сведений для точного ответа на этот вопрос пока мало, уверяют эксперты.
Противообледенительная обработка
По некоторым данным, Ан-148 перед взлетом, по решению командира, не проходил обработку противообледенительной жидкостью. Кто-то даже предположил, что это было сделано в целях экономии. Сергей Завалкин сомневается, что пилоты, даже если они и правда решили не обрабатывать самолет, руководствовались именно такими побуждениями.
- Я знаю десятки авиакомпаний, где противообледенительную обработку проводили и в более трудные с экономической точки зрения времена, - сказал эксперт. – В 99 процентах случаев она проводится. Но, к примеру, если на улице мороз в районе 3-5 градусов и нет внешних воздействий в виде дождя или снега, никакой обработки не требуется.Есть вероятность, что делать предположения нам осталось недолго. Министр транспорта России Максим Соколов заявил, что предварительные причины трагедии могут проясниться в ближайшее время.
ПО ТЕМЕ
Военный эксперт не исключил версию теракта на борту Ан-148
Последний рейс будущего министра. Алексей Никитченко погиб в катастрофе Ан-148
Житель Орска, не попавший на рейс самолета Ан-148: Потерял деньги, но обрел жизнь