Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС

КЭФ-2022: политолог назвал выгоду для России от создания общей экономической зоны в Прикаспийском регионе

Экономика

Первый вице-президент Ирана Мохамммад Мохбер предложил создать общую экономическую зону в Прикаспийском регионе в ходе II Каспийского экономического форума, проходящего в Москве. В чем выгода такого рода взаимоотношений и стоит ли ожидать увеличения товарооборота между странами — читайте в материале «Вечерней Москвы».

Серьезный потенциал

По мнению политолога Фархада Ибрагимова, отношения между прикаспийскими странами динамично развиваются, несмотря на сложности, которые могли возникнуть между некоторыми странами. Так, в конце сентября в Казахстане начали задерживать российские грузовые автомобили с товарами из Европейского союза.

— Стороны все-таки достигают компромисса, садятся за стол переговоров, добиваются поставленных целей. Вообще, Каспийский экономический форум (КЭФ) призван, чтобы стороны могли найти взаимовыгодный компромисс и, отталкиваясь от этого, уже достигать поставленных целей, — подчеркнул специалист.

Каспийская зона, как отмечает Ибрагимов, является крайне значимым регионом для всей Евразии как с экономической, так и политической точки зрения.

— Надо сказать, что Иран, который последние полгода активизировал свои отношения с Россией, очень рассчитывает на то, что другие прикаспийские государства будут подтягиваться к этому вопросу. Иран видит в этом серьезный потенциал, — пояснил он.

Также эксперт напомнил, что вопрос о создании экономической зоны был поднят и на Каспийском саммите 2018 года, проходившем в казахстанском городе Актау, однако в тот момент сторонам договориться не удалось.

— Мы здесь наблюдаем достаточно серьезную тенденцию, что страны сближаются как в геоэкономическом плане, так и в геополитическом. В рамках этого форума каждая из сторон будет выдвигать свои дорожные карты и видение того, как развивать взаимоотношения между всеми пятью сторонами, — отметил политолог.

По его словам, каждая из стран будет выполнять свою роль в возможном экономическом механизме, однако на Россию выпадет самая серьезная ответственность с политической точки зрения.

— Иран рассчитывает на РФ как на очень важного политического партнера, который будет способен решить самые сложные вопросы. Азербайджан здесь занимает роль связующего звена, Казахстан и Туркменистан со своей стороны в районе Центральной Азии тоже готовы будут поддержать своими ресурсами и географическими возможностями, — заявил Ибрагимов.

В чем выгода?

В первую очередь политолог отметил значимость международного транспортного коридора Север — Юг в геополитическом и геоэкономическом плане. Этот проект, по словам эксперта, будет связывать Азиатский и Тихоокеанский регионы с Россией.

— Изначально конечной целью проекта являлась и связь с Европой, но из-за ее недальновидной политики такие планы пока что сбыться не могут. После полноценного запуска этого транспортного коридора между нашими странами повысится товарооборот как минимум на 25 процентов в первый год сотрудничества, — считает специалист.

Ибрагимов подчеркнул, что Азербайджан и Иран будут играть в этом проекте роль связующего звена между Индией и Россией. Их участие в проекте, считает политолог, придаст импульс для развития экономических отношений между странами Каспийской зоны. Доктор экономических наук Леонид Холод, в свою очередь, рассказал «ВМ», какие направления могут быть наиболее выгодными для России в прикаспийских государствах.

— В Прикаспийском регионе развита торговля энергоресурсами. Помимо этого, Иран является источником весьма ценного минерального сырья и рынком сбыта. У нас совместное море с рыбными запасами, которые не так хороши, как хотелось бы. Но есть перспектива по их совместному восстановлению и развитию аквакультуры, — разъяснил он.

Транспортный коридор Север — Юг, по мнению экономиста, имеет аграрный потенциал. На текущий момент Иран поставляет различные виды продовольствия в Россию, напомнил эксперт.

— На сегодняшний день Иран поставляет в Россию нектарины, овощи, сухофрукты, консервы и многое другое. При разумном подходе, если делать общую экономическую зону в Каспийской зоне, все это можно хорошо развить, — резюмировал Холод.

amp-next-page separator