«Работа уже ведется»: как правительство России будет сдерживать рост цен
Президент России Владимир Путин заявил, что инфляционные риски в России увеличиваются и главная задача правительства страны — сдержать рост цен. Как этого достичь?
На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Владимир Путин заявил:
— Объективные данные показывают, что инфляционные риски все-таки растут. И задача сдержать рост цен сейчас выходит на первый план.
Президент также попросил коллег из правительства и Центрального банка держать ситуацию на постоянном контроле и соответствующим образом выстраивать экономическую политику.
— Я знаю, что здесь споров много, но консенсусы мы до сих пор всегда находили, найдем и сейчас, — добавил он.
Финансовый аналитик Артем Извольский пояснил:
— У разных министерств кабмина и Центробанка есть разное понимание того, какой должна быть экономическая политика. Минфин и ЦБ — либеральное крыло. Их логика — «свободное плавание» рубля, в результате которого он почти всегда слабеет, а цены, соответственно, растут.
Для Минфина слабый рубль выгоден, потому что большая часть доходов у нас до сих пор в долларах, а расходы — в рублях. Чем выше курс доллара, тем больше в бюджете рублей, но чем меньше сам рубль стоит, тем беднее становятся граждане. Министерствам регионального развития, транспорта, труда и социальной защиты выгодно, чтобы рубль был крепким. Вот между всеми интересами и нужно найти баланс.
По данным Росстата, инфляция с начала года не такая уж и высокая — около пяти процентов. При этом, например, капуста белокочанная с начала года подорожала в два с лишним раза, морковь — на 68,5 процента, картофель — на 38,7 процента, сахар — на 16,3 процента.
— Реальная потребительская инфляция — прежде всего продуктовая и лекарственная — конечно, не пять процентов, а значительно выше, — пояснил Артем Извольский. — Если такие темпы повышения цен сохранятся, то к концу года мы выйдем на 10–12 процентов «в среднем по больнице» и 20–25 процентов роста цен на продукты, лекарства и товары повседневного спроса. Фактически все будет как в прошлом году, который нельзя назвать спокойным.
При этом цель правительства — инфляция в 5–6 процентов за год, то есть как в предыдущие, более благополучные, несмотря на пандемию, годы.
И что же делать? По мнению эксперта, работа уже ведется.
— Сейчас главное — это обход санкций и поиск новых покупателей наших нефти и газа.
Мы должны изменить внешнеторговый баланс: как можно больше продавать, причем по максимально высоким ценам, чтобы получить больше валюты, — пояснил Извольский. — Второй момент — снижение расходов бюджета.
Правительство уже заявило, что некоторые статьи расходов сокращены на 10 процентов. С одной стороны, это плохо: построят, условно, меньше дорог, закупят меньше оборудования в больницы и так далее. С другой стороны, чем меньше в экономике вращается денег, тем выше их ценность, тем ниже цены.
Также, по словам эксперта, имеет смысл и дальше развивать импортозамещение.
— Большую часть одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, оборудования и технологий мы до сих пор закупаем за рубежом. А чем выше курс доллара, тем выше на все это цены. Вот вам и инфляция. Если мы избавимся от этой зависимости и будем большую часть необходимого производить сами, то цены будут меньше «скакать», — пояснил Извольский. — Сейчас у России есть отличный шанс перейти на более сбалансированную экономику, на которую сложнее повлиять извне.
Да, построение такой экономики — путь непростой и долгий, но по нему придется идти, если хотим выжить.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Юденков, кандидат экономических наук:
— Во время ведения боевых действий инфляция — одна из главных проблем. Вложения в оружие и боеприпасы — а они сейчас исчисляются сотнями миллиардов — в первое время не дают никакой прибыли. Расходы больше доходов, ничего не поделаешь. Единственный работающий вариант — поднять ключевую ставку и повысить требования к заемщикам, берущим в банках кредиты. Этим снижается потребление и удерживаются цены. Еще один способ — максимально «разогнать» экспорт, получать от него больше доходов. И правительство, и госкомпании, поверьте, над этим серьезно работают. Третий способ — развитие станкостроения. Как только мы сами начнем обеспечивать себя оборудованием и меньше зависеть от импорта, экономика пойдет в рост — как это произошло, например, в Китае.