Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Кошелек на диете: как пандемия подпортила домашнюю экономику множества семей

Экономика

Завершение карантина, по мнению психологов, стресс не меньший, чем его начало. Мало того что нужно снова втягиваться в рабочий ритм, так еще и в совершенно новых реалиях ежедневных трат.

По данным Антикризисного социологического центра, около 67 процентов граждан сегодня планируют откладывать деньги на черный день, а 57 процентов уже посчитали, что потребление всего и вся нужно сокращать. Благополучно пережившие самоизоляцию супруги теперь пытаются договориться, какие расходы семейного бюджета стоит оставить на привычном уровне, а от чего имеет смысл отказаться.

Совместная выгода

Станет ли финансовый вопрос камнем преткновения в российских семьях, уже сейчас вызывает множество споров. Предпосылки-то есть… В доковидные времена среди состоящих в браке россиян финансы служили причиной разногласий в 41 проценте семей. Договориться не получалось, несмотря на то, что, по данным соцопросов, более 80 процентов граждан нашей страны из года в год уверенно заявляли: важные решения в семье должны приниматься совместно. Однако складывать доходы в одну кубышку готовы не все. Причем в мегаполисе подход к ведению совместного хозяйства куда более разнообразен, нежели в провинции.

— В столице чаще встречаются все три варианта ведения семейного бюджета, — говорит экономист Александр Белов. — И хоть совместный превалирует, немало в столице и пар, которые предпочитают вести хозяйство пополам, то есть вкладывать в копилку общих расходов равную сумму. Есть и те, кто, проживая вместе, предпочитает держать денежки врозь. В основном два последних варианта используют мужчины и женщины, находящиеся в гражданском браке. Неопределенность будущего в отношениях заставляет людей осторожничать. Но, как показывает практика, в случае каких-либо экономических катаклизмов даже самые ярые сторонники финансовой независимости приходят к логичному выводу: вместе выжить легче. Если в паре оба зарабатывают приблизительно одинаково, перестроиться под общий кошелек не сложно. Труднее там, где доход разный. Тянуть одеяло на себя в этом случае, скорее всего, будет тот, кто зарабатывает больше.

По подсчетам Института экономики РАН, в среднем в России женщины получают сейчас на 27 процентов меньше мужчин. В Москве разница намного меньше — всего 11 процентов. Столица подходит по этому показателю к скандинавским странам, считают авторы исследования. Отношение уровня занятости женщин к уровню занятости мужчин в Москве (88,4 процента) тоже выше, чем по России в целом (84,1 процента). Может, поэтому в последние годы в мегаполисе наметилась интересная тенденция: если большинство мужчин по-прежнему считают, что муж должен быть главным добытчиком, то женщины все чаще настаивают: в семье зарабатывать больше должен тот, у кого это лучше получается, неважно, муж это или жена.

— В плане принятия решения, как распоряжаться финансами, в московских семьях все-таки главенствует равенство, — полагает психолог Илья Суровцев. — Но и такая расстановка сил не исключает конфликтов. Вопрос же не в том, кто положил в семейный кошелек больше средств, а в умении договариваться, на что их тратить. Когда денег на все хватает, то и спорить не о чем. А сейчас, когда многим семьям, образно говоря, нужно будет посадить свои кошельки на диету, важнейшую роль сыграет качество отношений в семье.

Как поделим мамонта

По статистике, чаще ссоры из-за денег инициируют женщины (47 процентов против 37). Причем, по мнению экспертов, причина не в том, что прекрасная половина хочет во что бы то ни стало сидеть на шее благоверного. Дело в другом: подавляющее число дам считают, что мужчины, независимо от того, сколько они зарабатывают, прежде всего предпочитают тратить деньги на себя, а уж потом на безотлагательные нужды жен и детей. В этом, по статистике, чаще всего и кроется причина финансовых разногласий.

— Не секрет, что у мужчин и женщин приоритеты расходов разные, — говорит семейный психолог Людмила Федотова. — Дамам, например, в большей степени свойственны эмоциональные покупки. Но и тратить на других членов семьи чаще, чем на себя любимую, женщины готовы охотнее, чем мужчины. Это генетически закономерно. Вспомните пресловутого мамонта, которого первобытный мужчина принес с охоты. Он его добыл, значит, ему самый жирный кусок полагается. А женщине приходится делить добычу, распределяя так, чтобы всем хватило.

И экономить. Мамонт, он же сегодня есть, а завтра, может, его и не будет… Так и с распределением финансов в нашем XXI веке. За образование, здоровье, обеспечение детей всем необходимым в подавляющем большинстве российских семей отвечает женщина. Работает она или нет — не важно. Все равно она.

Заначки, как и несколько десятилетий назад, по статистике, чаще всего тоже делают мужчины.

— Даже в режиме самоизоляции, когда мы буквально копейки на еду считали, мужу периодически приходили посылки с товарами, купленными онлайн, — рассказывает москвичка Татьяна Ожогина. — Покупал себе всякую ерунду, типа новенького портмоне. Не- дешевого, кстати. Спрашиваю: «Где деньги взял?» Отмахивается, мол, на бензине сэкономил. Так на эти, сэкономленные, может, что-то другое купить нужнее было! А он искренне не понимает, в чем мои претензии. Логика «железная»: он же не ездил на работу, вот средства и освободились. Значит, может тратить, как ему заблагорассудится.

В рамках исследования покупательской активности клиентов в супермаркетах аналитики одного из российских банков изучили среднемесячное количество операций по картам с января по апрель 2020 года относительно аналогичного периода 2019 года. Средний чек «мужской» покупки оказался выше женской на 7,2 процента. «Покупательская активность мужчин в супермаркетах выше, чем у женщин, — комментируют авторы исследования. — В среднем в 2020 году представители сильного пола совершают покупки 8,4 раза в месяц, а женщины — 7,1 раза.

— Думаю, что мужчины в период самоизоляции просто чаще ходили в магазин, — полагает экономист Александр Белов. — Или ездили вместе, но общие деньги лежали на карточке мужа, а не жены. А вот кто отвечал за принятие решения, что купить — другой вопрос.

К слову, согласно усредненной статистике ретейлеров мужчины и женщины тратят на одежду одинаково — около 20 процентов своей зарплаты. При этом женщины деньги расходуют очень экономно, отдавая предпочтение распродажам, тогда как подавляющее большинство мужчин выражают презрение к скидкам и при покупке одежды редко на них ориентируются.

Кстати, судя по опросам, лично на себя люди семейные тратят меньше, чем когда были холостыми. Но при этом, по мнению большинства респондентов, «семья — это залог успеха как в достижении финансового благополучия, так и в плане личностного роста».

Семейные ценности

В том, что экономить в ближайшее время придется, уверены в равной степени сегодня и мужчины, и женщины. Согласно опросам исследовательского центра потребительского спроса единогласно мужья и жены голосуют за то, что касается общих интересов.

— То есть речь идет об общих расходах на всех, — объясняет финансовый аналитик Георгий Степаницкий. — Например, совместный отдых или развлечения для всей семьи. А вот дальше по поводу расходов мнения расходятся. Женщины, например, в меньшей степени готовы экономить на игрушках и одежде для детей, чем мужчины. Отказаться от походов в спа-салоны предполагают всего 40 процентов постоянных посетительниц, тогда как 70 процентов мужчин планируют во что бы то ни стало возобновить привычные для них походы в тренажерные залы.

В целом, согласно социологическим опросам, горожане намерены сократить свои расходы на 95 процентов категорий товаров и услуг. Двузначное падение спроса в Москве ожидается на одежду и товары длительного пользования.

Да и в целом возвращаться к докризисному образу жизни москвичи, как и все жители страны, не собираются: они намерены больше бывать в кругу семьи и чаще общаться с родными.

Так, готовить дома чаще, чем до пандемии, отныне будет 51 процент респондентов, проводить больше времени с семьей — 49 процентов, чаще гулять в парках и на природе — 43 процента. При этом подавляющее большинство как мужчин, так и женщин пришли к выводу, что забота о близких не способствует накоплению капитала, но продолжает оставаться в числе важнейших статей семейного бюджета. А еще с точки зрения очевидной экономии женщины во время пандемии выяснили, что их мужья способны выполнять работы по дому, за которые раньше приходилось платить мастерам. Оказалось, что 80 процентов мужей готовы осуществлять мелкий бытовой ремонт: например, поменять смеситель, вкрутить лампочку, повесить полку или починить сломанный табурет. 63 процента в состоянии справиться с поломкой мебели, а 32 процента виртуозно ремонтируют ноутбуки и компьютеры.

И самое главное: после совместной изоляции 60 процентов пар отметили, что их отношения улучшились. И половина респондентов заявили, что не считают финансы веской причиной для выяснения отношений. По их словам, главные факторы, удерживающие их от ссор, — это уважение и любовь к супругу, а также привычка обсуждать расходы семьи. Если для того, чтобы понять эту простую истину, мужьям и женам нужно было столкнуться нос к носу в четырех стенах замкнутого пространства, то, согласитесь, оно того стоило.

СТАТИСТИКА

Большинство россиян считают, что доход обоих супругов — это общие деньги (75 процентов). Именно таким образом ведут семейный бюджет две трети россиян, состоящих в зарегистрированном браке.

ХОРОШИЕ ПРИМЕТЫ

В нашей стране стараются вставать с той ноги, обходить третьей стороной черных кошек, не сидеть на углу и не свистеть в доме, чтобы в нем всегда водились деньги. Но есть и приметы «интернациональные», в которые верят жители многих стран. Например, каждый будет рад, найдя четырехлистный клевер или пятилистник сирени. Это обеспечит нашедшему финансовую удачу. Передавать деньги из рук в руки также считается плохой приметой по всему миру. Именно поэтому продавцы в магазинах отдают сдачу не в руку, а на специальное блюдце.

Читайте также: Экономист оценил повышение НДФЛ для россиян с высоким доходом

amp-next-page separator