Никита Михалков: Балабанов хотел показать правду, которую не знал, но искал...
- Мы еще не очень осознаем эту потерю, потому что, мне кажется, он как планета существовал, и будет существовать... Да, это ужасная утрата, зато мы имеем такое явление как «Балабанов», и это явление будет становиться все более объемным для зрителей и коллег. В его фильмах вообще нет четких ответов, советов, рекомендаций. В этом-то и художник, для него многоточие было важнее, чем любой другой знак. Он существовал в поисках своей планеты. Знаете, у Феллини есть такая фраза: «Я хочу говорить правду, которую я не знаю, но ищу». Вот, я думаю, что Балабанов – тот человек, который хотел говорить правду, которую он не знал, но искал. Так как он ее искал все время, то эта правда зафиксируется в том, что он делал.
Для меня Балабанов - самостоятельно жившая планета, человек счастливейшей судьбы, потому что никогда в жизни он не делал того, чего не хотел. Вне зависимости от отношения к его картинам, он отвечает сам перед собой и перед Богом за то, что он делал. Он был в это уверен, и в этом его счастье и его крест, который он донес до конца. Думаю, что мы еще даже не очень осознаем, что за личность была перед нами, и какой был масштаб у этого человека. Может быт,ь оно и хорошо? Потому что если бы мы осознавали раньше, то ему было бы труднее отрабатывать отношение к себе, а он жил своей жизнью и в этом его величайшее счастье.
- Легко ли он уговорил вас сниматься у него в "Жмурках"?
- Есть режиссеры, перед которыми стыдно, когда тебя уговаривают. Балабанов – это та субстанция, которой ты говоришь «да», и все! Как говорил Наполеон: «Надо навязать бой, а там разберемся». Балабанов – это планета и летящий человек. Другой разговор, что внутри уже идут совместные поиски – ты предлагаешь, тебе предлагают.
Человек не снял ни одной плохой картины, он мог снимать картины, которые могли не нравится зрителям или кому-то еще. Он никогда не делал того, чего не хочет! Он очень много хотел и очень много мог, и это величайшее счастье, когда человек настолько гармоничен, и то, что он хочет, совпадает с тем, что он может. Проблема огромного количества людей заключается в том, что они думают, что могут только потому, что хотят! И в результате это выливается в изуродованные жизни и судьбы разных людей, в основном художников.
Балабанов был неуютный, неудобный, всевидящий, мучающийся, мучающий других, но никогда ради собственного чистолюбия или самоощущения режиссера. Он настоящий художник, настоящий! И думаю, что значение его будет расти все больше, потому что его цельность, она и так была ясна многим, но сегодня, я думаю, она будет ясна всем, кто просто чувствует и любит кино вообще. Настоящий русский художник!
- Легко ли было с ним работать?
- Мы не работали, мы пели. Работают с профессионалами, а с талантами – с ними поют.
ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ ПРОВОДИЛИ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ
21 мая Петербург прощается с режиссером Алексеем Балабановым, про которого еще при жизни многие говорили: «Гений». Даже в 90-е годы, объявленные нынче «провальными» для российского кино, Балабанов снимал исправно в год-два по фильму, сделав, как он сам считал, свой лучший фильм «Про уродов и людей» (1998 год) и две своих самых массовых картины «Брат» и «Брат-2». В отличие от своих коллег, которые рассказывают о своих фильмах лучше, чем их снимают, Алексей Октябринович был крайне немногословен, а самые мудрые вещи говорил как бы мимоходом, тихим, отстраненным голосом. Даже близкие друзья сегодня толком не знают, что же случилось с Алексеем 18 мая в пансионате – то ли следствие долгой и тяжелой болезни, которую он скрывал, то ли внезапный приступ.
54-летний режиссер с мировым именем, отец двух сыновей, он не помнил номера своего мобильного телефона («Спроси у Нади!» - жены), не помнил номера дома, где жил на Васильевском острове, и в то же время командовал «кинополком», снимал сложнейшие картины, хотя и говорил мне («Настоящий я все-таки не на съемочной площадке, а дома, с друзьями»). У него легко соглашались сниматься самые большие кинозвезды. А когда один из наших самых знаменитых рок-музыкантов поставил ему условие, чтобы на съемочной площадке был объявлен сухой закон, Балабанов искренне изумился: «А если вдруг захочется?», тут же найдя другого актера. Таких ультиматов он не терпел. Даже на пафосных фестивалях не снимал своей тельняшки и кепочки, на интервью шел крайне неохотно, говорил мне, что и к Познеру бы не пошел…(далее…).
Эксклюзив "ВМ". Фрагменты из последнего интервью режиссера
- Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, - не скажу. Вовсе не потому, что держу интригу, а потому, что "сценарий - это сценарий, а кино - это кино". Хотя я сценарию не пишу, я "кино пишу".
- В Москве я жил долго, и, если честно, не люблю ее. Шумный город, суетливый, неприветливый. Да, я и Петербург в последнее время не сильно люблю. Скучаю без звона колоколов, который слушал и в Москве, и в Петербурге. Живу сейчас под Петербургом, и мне нравится, там тихо, никого нет. Покой, гармония... (ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА...)