Королевичу из Лианозово – 85 лет
Экспозиция сравнительно небольшая, но очень интересная. Она состоит из 41 графической работы из собрания Александра Кроника (знаменитого коллекционера произведений нонконформизма) и четырех живописных произведений из Фонда семьи Цукановых (Tsukanov Family Foundation). Со многими из выставленных работ российская публика знакомится впервые. Например, с восемью произведениями из коллекции Эрика Эсторика, владельца Grosvenor Gallery, организовавшего в 1965 году первую персональную выставку Оскара Рабина в Лондоне. Эти работы недавно вернулись в Москву с помощью Александра Кроника, купившего их на аукционе Christies.
В советские годы Оскара Рабина ругали за очернение светлой советской действительности. А он считал себя реалистом, потому что писал то, что видел вокруг. Долгое время вместе с семьей он жил в 19-метровой комнате в бараке поселка Лианозово, на территории бывшего женского лагеря, который оборудовали под жилье. Для того, чтобы заработать на хлеб, художнику, исключенному из Суриковского института за «формализм», приходилось разгружать вагоны.
В бараке он насмотрелся на многое. С горькой иронией отражал в своих картинах, как в скудном жилище, тем не менее, все тщательно пронумеровано: «помойка № 8», «барак № 2». Кстати, картина «Помойка № 8» стала поводом для мерзкого пасквиля в «Московском комсомольце» в 1960 году. Эта статья была началом официальной травли художника в прессе. А знаменитое полотно можно увидеть на выставке в Мультимедиа Арт Музее. Здесь экспонируется и его графический вариант, с двумя влюбленными и собачкой, нашедшей на свалке что-то вкусное. Глядя на это, да и на многие другие произведения Рабина, вспоминается название картины художника ХIХ века Николая Ярошенко – «Всюду жизнь». Несмотря ни на что, Оскар Рабин, кажется, по-своему любил свое барачное пристанище, и это чувство отражается в его произведениях. Одну из серий своих работ он сам назвал «Королевство Лианозово». В ней есть портрет жены Рабина – художницы Валентины Кропивницкой. В бусах и короне она стоит на фоне строения, которое больше напоминает сельский домик, чем барак… Когда окружающая действительность жестока, поневоле призовешь на помощь сказку.
Графические работы на выставке выполнены в разных техниках. Здесь есть и авторские оттиски линогравюр, и акварели, и работы, сделанные фломастером. Про последние следует сказать особо. Фломастеров в начале 60-х годов прошлого века в нашей стране не было. Более того, в СССР об их существовании даже мало кто знал. Этим волшебно дефицитным товаром художника снабжал его приятель, журналист Виктор Луи. Он был женат на англичанке и часто выезжал за рубеж.
За границей, в Париже, ныне проживает и сам Оскар Рабин, с тех самых пор, как в 1978 году его лишили советского гражданства. Правда, в 2006 году ему вручили российский паспорт, но в Москву Рабин так и не вернулся. К сожалению, из-за неважного самочувствия, юбиляр не смог приехать на вернисаж в Мультимедиа Арт Музее. Но устроители выставки надеются, что Оскар Яковлевич все-таки почтит своим присутствием финисаж - закрытие выставки, которое состоится в сентябре.
Александр Кроник, коллекционер: Я собираю работы нонконформистов с 1984 года. С Рабиным мы познакомились в Париже, когда у меня уже были некоторые его произведения. Я хотел, чтобы художник их прокомментировал. (Текстовые комментарии к ряду работ, записанные Александром Кроником со слов художника, представлены на выставке – А.Ч.). После этого мы уже встречались с ним и в Москве, и в Париже.Сейчас в Мультимедиа Арт Музее представлена 41 работа из моей коллекции. Есть еще 42-я, подаренная мне Оскаром, с дарственной надписью. Но она датируется 2008 годом, и для выставки ранних произведений художника не подходит.
Часто пишут, что от живописи и графики Рабина веет холодом, и сюжеты у него слишком мрачные. Я с этим не согласен. Работы Рабина украшают интерьер моего дома, и мне они не внушают тревожных чувств, наоборот, с ними очень приятно жить.Выставка продлится до 8 сентября.