Берлинале. День 3
Билетеры и сотрудники фестиваля просят тех, у кого рядом есть свободное место, поднять руку. В финале звучат аплодисменты сентиментальному байопику с отличными актерами (Пьер Ниней и Гийом Гайен), роскошными костюмами и тонкой работой гримеров – действие фильма охватывает около тридцати лет, за которые прекрасный чувствительный юноша превращается в усталого гения.
Главное светское событие субботы – премьера фильма Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами». Хотя The Monuments Men (так фильм называется в оригинале) скорее спасатели сокровищ – произведений искусства, награбленных нацистами в музеях и частных коллекциях завоеванных стран. События начинают разворачиваться как в «Великолепной семерке» Стерджеса: реставратор Фрэнк Стоукс (его прообраз – искусствовед Джордж Стаут) собирает команду специалистов для выполнения благородного, но опасного и не обещающих личного обогащения задания. Мужчины совсем не призывного возраста и телосложения отправляются в Европу, где авиация союзников бомбит немецкие города, нацисты прячут и уничтожают художественные ценности, а с востока наступают русские войска.
Режиссер. Джордж Клуни тоже собрал для своего проекта отличную команду: Мэтт Деймон, Джон Гудмен, Кейт Бланшетт, Жан Дюжарден. Но выигрывая в благих намерениях, кино проигрывает в увлекательности. Может быть поэтому на пресс-конференции почти не задавали вопросов про сам фильм. Джорджу Клуни пришлось комментировать политическую ситуацию на Украине, сочувствовать Греции, добивающейся возвращения античных памятников, и даже передать привет китайским поклонникам – почти как на Поле чудес. На профессиональные темы разговор перевела немецкая телезвезда Анке Энгельке, поинтересовавшаяся у продюсера картины, почему это в музыке Александра Деспла так отчетливо слышна тема из «Пети и Волка» Прокофьева: если это цитата, то какой в ней смысл, а если просто украли – то как же так? – Нет, заверили ее в один голос Клуни и Деймон, - эту тему мы сами придумали, и даже можем насвистеть.
В ретроспективе начались беседы и мастер-классы, посвященные работе со светом в кино. Сегодня эстетику и технические средства освещения обсуждали специалисты по истории и теории кино, завтра – мастер-класс знаменитого оператора Михаэля Бальхауса и режиссера Кристофа Хоххойслера.
Цитата. Кевин Браунлоу, британский режиссер и историк кино, о русской операторской школе 20-х годов.: «В создании «Наполеона» в 1927 году принимало участие так много кинематографистов из России, что если бы не имя Абеля Ганса в титрах, фильм можно было бы считать русским».