Актриса театра и кино Элина Быстрицкая / Фото: Галина Кмит/РИА Новости

«Каждую песню она проживала как спектакль»: не стало Элины Быстрицкой

Развлечения
В минувшую пятницу не стало всенародно любимой артистки Элины Быстрицкой — несравненной Аксиньи из «Тихого Дона», Лели из «Добровольцев», Елизаветы Максимовны из «Неоконченной повести».

Каждая ее кинороль была событием, и зрители непременно шли на фильм, если в титрах стояла фамилия Быстрицкой — это было залогом знака качества. А истинные поклонники ее таланта знали, что всегда могут увидеть любимую актрису в ее родном Малом театре.

Из какого сора растут цветы? Как случилось, что девочка с Украины, родившаяся в скромной семье военного врача и повара, одно из двух «л» в имени которой потеряла рассеянная паспортистка, стала всенародной любимицей? Все ли в жизни большого артиста определяет Его Величество Случай? Элина ведь в переводе означает «мудрая»... Или родители артистки, заимствовавшие ее имя у почитаемого в семье писателя Кнута Гамсуна, почувствовали, насколько пророчески верным оно окажется в отношении судьбы их дочери? Вся долгая жизнь Элины Быстрицкой изобиловала зигзагами, крутыми поворотами и экстремальными ситуациями. Так было и до того, как зрители узнали и полюбили ее. И после — когда ее догнала слава. Быстрицкая прошла огонь, воду и медные трубы. О себе рассказывала скупо, но необыкновенная судьба читалась в каждой ее роли, в каждом слове и повороте головы. Мало кто знал, что ее отец, военный врач, был уверен, что дочка унаследует его профессию, и готовил к этому. Она и сама думала, что пойдет по этому тернистому пути, движимая дочерним долгом.

Но человек предполагает, а Бог располагает.

В жизнь семьи Быстрицкой, как и миллионов советских людей, ворвалась война. Она застала их в городе Нежине, куда отец Элины получил назначение незадолго до вторжения гитлеровцев в СССР. Госпиталь, где служили ее родители, превратился во фронтовой. Девушка решила подставить свое хрупкое плечо родителям и стране и пошла работать, помогать медсестрам. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы — все это не кадры кинохроники, которую она видела вместе со всеми во фронтовом просмотровом зале. Все это — вехи ее собственной биографии, слагавшиеся в опыт.

Как и многие девчонки того времени, Элина окончила курсы медицинских сестер, была санитаркой, но быстро освоила работу лаборантки в госпитале. Именно война — актриса об этом неоднократно вспоминала — дала ей возможность осознать, как много может человек, как плохо он представляет свои истинные возможности. Война не просто закалила ее, но и окончательно сформировала характер. Тогда Быстрицкая навсегда усвоила жизненное кредо отца: как военный он считал, что принятым решениям надо следовать, препятствия преодолевать, к цели идти уверенно.

Любопытно, что из ее многочисленных военных наград она особо дорожила званием «Сын полка». А среди спектаклей, которые она сыграет на театральных подмостках, появится «Случайный вальс» по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», поставленный в Театре эстрады. Военный опыт и все пережитое в сороковые годы дали Быстрицкой возможность исполнить в нем восемь (!) ролей, слившихся в единый портрет женщин на войне.

Война оставила ее без крова: тот, который был в Киеве, оказался разрушенным снарядами. Поэтому на излете Великой Отечественной она вернулась в Нежин, чтобы, определившись с дальнейшей профессией, поступить в медицинский техникум. В 1947 году Элина оканчивает его, а диплом с отличием даст ей право продолжать учебу в медицинском институте.

Там она впервые выйдет на сцену в художественной самодеятельности. Зрители, глядя на Быстрицкую, с трудом могли бы представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений, железный характер — все в ней было для сцены и экрана. Но лишь познав первый сценический успех, ее мысли потекли по руслу, в котором нашлось место варианту актерской судьбы.

Ощущая в себе зажатость и привыкнув все делать качественно, она решила сначала поступить в балетный класс музыкальной школы.

Вставать к балетному станку в этом возрасте поздно, но она была исполнена желания обрести пластическую свободу, чтобы легче ощущать себя перед публикой. А первый же выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле «Маруся Богуславка», где она исполняла восточный танец, окончательно утвердил ее в намерении стать актрисой. Меж тем, родители были крайне недовольны.

Отец, привыкший действовать прямо, отправился к директору театрального института и настоял, чтобы тот объяснил Элине, что в театральном ей искать нечего.

Послушная дочь, она делает шаг назад и идет на компромисс — поступить в Нежинский педагогический институт. Но уже через год покидает его ради театрального.

После Киевского театрального института имени И. К. Карпенко-Карого она оказывается в Вильнюсском русском драмтеатре. Потом случились судьбоносные гастроли в Ленинграде, после которых актрису пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был и вовсе неожиданным: отказавшись от шекспировских Виолы и Себастьяна («Двенадцатая ночь»), она предпочла свою современницу — врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». Кстати, и в «Тане», и в «Годах странствий» она играла врачей. Эта профессия была ей хорошо понятна.

Было еще одно обстоятельство: актрису привлекла возможность поработать с выдающимся режиссером Фридрихом Эрмлером и такими мастерами, как Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук.

Фильм «Неоконченная повесть» вышел в 1955 году. В душах зрителей еще не зарубцевались военные раны. И тяга к доброте, красоте, спокойствию и гармонии была очень сильна. Прочувствовав это, актриса наделила героиню великолепными человеческими качествами.

За всероссийской последовала и международная известность. В том же году в составе делегации кинематографистов Быстрицкая оказалась в Париже на первой неделе советского фильма.

Сколь много ей дало общение с легендами мирового экрана Ивом Монтаном и Симоной Синьоре, Мишель Морган и Жераром Филипом, художницей Надеждой Леже. Глядя на них, она понимала, какой невероятно сложный и кропотливый путь предстоит пройти, если она действительно хочет достигнуть подобных высот актерского мастерства. В СССР у Быстрицкой тоже были свои кумиры.

Судьба неожиданно столкнула ее с Фаиной Раневской. Для спектакля «Белый лотос», поставленного на Фаину Георгиевну, искали молодую героиню. Они встретились на пороге Дома кино — и вот уже Раневская сама уговаривает дирекцию взять на эту роль Элину. Так она оказалась в Театре имени А.С. Пушкина. Но их совместная работа не состоялась: начались съемки «Тихого Дона», где Быстрицкая сыграла свою Аксинью, принесшую ей всенародную любовь. Кстати, к Сергею Герасимову она пришла сама, узнав, что тот приступает к съемкам. И со свойственной ей прямотой, которая так явно проявилась позже в картине «Добровольцы», потребовала: «Я смогу это сыграть!». Герасимов признался, что лучшей Аксиньи ему не сыскать, только через полгода проб.

Съемки у него стали ее университетами. Режиссер требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, был строг к мелочам, помог лучше разобраться в собственных возможностях. За эту роль Элина Быстрицкая была удостоена звания «Почетная казачка».

Не будь успеха в «Тихом Доне», Элина Авраамовна, наверное , так и не решилась бы прийти в Малый театр. Но в 1958 году ее давняя мечта осуществилась — ее приняли в звездную труппу. Дебютом на прославленной сцене стала роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» Оскара Уайльда). В 1965 году она сыграла в этой же пьесе и миссис Эрлин.

В театре ей предстояло снова держать экзамен на артистическую зрелость. И какие бы роли в русском и западном репертуаре она ни играла, все ее героини были незаурядными личностями. Это и Лидия («Бешеные деньги»), и Глафира («Волки и овцы») А.Н. Островского, горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), баронесса Штраль («Маскарад» М.Ю. Лермонтова), Анна Петровна («Иванов» А.П. Чехова), Москалева («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского) и многие другие.

Последней ролью, которую она репетировала в Малом, была «Пиковая дама» в спектакле Андрея Житинкина. Семь лет назад мы с нетерпением ждали ее выхода на сцену, но в процессе подготовки спектакля актриса почувствовала себя плохо и, как ответственный человек, сама позвонила своей давней приятельнице Вере Кузьминичне Васильевой, которая всегда мечтала сыграть в Малом театре, и предложила подменить ее. Тогда все думали, что это временно, что Элина Быстрицкая поднимется, и они будут играть по очереди. Увы, не случилось.

Большой потерей уход актрисы будет для молодежи. Профессор Быстрицкая с 1978 года преподавала в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина и на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе.

Особое наслаждение зрители испытывали, попадая на ее сольные концерты. Как она пела песни военных лет! Как трепетно исполняла романсы! И как искренне звучали ее русские народные песни — с 2010 года она сотрудничала с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной.

С уходом Элины Быстрицкой с театральной сцены исчезла целая эпоха. Скорбят ее партнеры и ее ученики. Скорбим мы — преданные зрители и поклонники ее таланта...

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Ушла Элина Быстрицкая... Любимая народная актриса, великолепная Аксинья из «Тихого Дона», женщина удивительной красоты и благородства. Мои глубокие соболезнования родным и близким Элины Авраамовны. Приняли решение о захоронении Элины Быстрицкой на Новодевичьем кладбище.

Вячеслав Володин, спикер госдумы РФ:

— Быстрицкая обладала редким талантом и мастерством передавать всю глубину человеческих чувств, переживаний решительностью и твердостью характера, которые проявились еще в юности — во время работы в госпитале в годы Великой Отечественной войны. Несколько поколений зрителей восхищаются ее игрой в «Тихом Доне», которая до сих пор остается эталоном исполнения роли Аксиньи. Это невосполнимая утрата для отечественной культуры. Опыт, трудолюбие, многолетняя педагогическая деятельность, активная жизненная позиция Элины Быстрицкой заслуживают глубочайшего уважения.

Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по вопросам международного культурного сотрудничества:

— Элина Быстрицкая стала сверхлюбимой актрисой многих поколений и по праву занимала место в созвездии артистов Малого театра, который всегда отличался яркими актерскими индивидуальностями. Она была королевой прославленной сцены, актрисой, у которой была действительно царственная осанка и царственные манеры, она была уникальная, как уникальны все большие таланты. Уход актера такого масштаба — это большое горе.

Александр Калягин, руководитель союза театральных деятелей, народный артист России:

— Быстрицкая — один из лучших образцов русской женщины, со всей ее страстью, обаянием, надрывом, мощью русского женского характера. Нам Бог подарил счастье — такой прекрасный образец. Мои соболезнования Малому театру и благодарность за то, что такая выдающаяся актриса долго и плодотворно работала в этой старейшей российской труппе.

Юрий Соломин, художественный руководитель малого театра:

— Последнюю неделю она лежала в больнице. К ней приехала ее родная сестра, жила с ней, помогала. Театр помогал. Наши медики ездили туда. Раз в неделю обязательно кто-нибудь из театра ее навещал. Человеком она была хорошим. Сложным, непростым... Но руку помощи всегда протягивала, если к ней обращались! Можете мне поверить, я не сочиняю. Она могла пройти через стены и тернии, как говорится, и помочь человеку. Это было у нее! Наверное, она все-таки это переняла от наших стариков, с которыми ей посчастливилось работать, великих артистов, когда молодая пришла в театр.

Вера Васильева, народная артистка СССР:

— Скорблю о прекрасной актрисе, прекрасной женщине. Это была яркая личность, яркая актриса. Я всегда любовалась ее красотой, ее профессионализмом, ее отдачей на сцене. Она была настоящей актрисой и любила свою профессию и зрителей.

Зинаида Кириенко, народная артистка РСФСР:

— Я думаю, что она украсила «Тихий Дон» как актриса со всем своим содержанием, красотой — это же Божий дар. Я считаю, что она талантливый человек. У нас с ней были очень хорошие добрые отношения. Дружбы как таковой не было, потому что каждый живет своей жизнью, у каждого своя работа. Мы были всегда в очень хороших, добрых отношениях, потому что она умная, тактичная. Мы всегда с радостью встречались на каких-то вечерах, она всегда была на моих юбилеях.

Лариса Лужина, народная артистка РСФСР:

— Она была прекрасной актрисой, одна из лучших наших актрис, просто гениальная. Человеком она тоже была прекрасным, очень отзывчивым, очень добрым.

Александр Вершинин, народный артист России:

— Мне посчастливилось работать с ней в последние годы почти в каждом спектакле, где она принимала участие. Это и «Любовный круг», и «Горе от ума», и «На всякого мудреца довольно простоты». И в концертах, в которых она всегда участвовала, когда уже даже не играла в театре, но выходила и пела. До последнего она выходила и исполняла свои замечательные песни со своим уникальным голосом, слухом и душой. Каждую песню она проживала как спектакль.

СУДЬБОНОСНЫЕ РОЛИ

«Неоконченная повесть» (1955)

Роль участкового врача Елизаветы Максимовны Муромцевой принесла актрисе всенародную любовь. Сотни девчонок шли в медицинские училища и институты, чтобы быть похожими на героиню Быстрицкой, а мамы своих дочерей называли в ее честь — Элиной.

«Тихий Дон» (1957–1958)

В этой истории, поставленной на экране Сергеем Герасимовым, о разорванной на части России и большой любви Быстрицкая сыграла Аксинью, о чем мечтала со студенческой скамьи. Пробы продолжались полгода, но в итоге режиссер понял, что лучшей актрисы на роль Аксиньи ему не найти.

«Добровольцы» (1958)

Судьба Лели Тепловой, изумительно созданная на экране Элиной Быстрицкой, — романтический и героический рассказ о судьбе поколения, вынесшего на своих плечах строительство первой очереди Московского метрополитена, репрессии, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление страны.

«Все остается людям» (1964)

Участие в этом фильме ( роль Ксении Румянцевой) наконец подарило Элине Быстрицкой личную встречу с Михаилом Шолоховым, о которой она так мечтала. Вид пьющего писателя, его заплывшие глаза и красное лицо так поразили актрису, что она со свойственной ей прямотой выпалила: «Михаил Александрович, как вы можете? Что вы делаете с писателем Шолоховым?!»

amp-next-page separator