Фильм «Иммигрантка» Джеймса Грея. / Фото: Официальный сайт Каннского кинофестиваля-2013

Каннский фестиваль: последние дни. Затишье перед бурей

Развлечения

В городе все как бы замерло перед «раздачей слонов». Даже буйный ветер притих. Выглянуло солнце. Его, кстати очень не хватало не только на Круазетт, но и на экранах. Особенно в последние дни, когда в ход пошла тяжелая артиллерия имени Джима Джармуша («Только любящие живут») и Романа Полански («Венера в мехах»). Впрочем, от них «света в конце туннеля» ожидать проблематично, скажем прямо.

Кровные узы

Первый представитель современного независимого американского кино Джармуш рассказал свою версию любви двух вампиров, предлагая задуматься о человеческой природе. Получились как бы «Сумерки» - но для взрослых, эстетически подкованных.

На создание полнометражной картины «Только любящие живут», которую сам автор характеризует как «лав стори-детектив о вампирах», его вдохновила книга Марка Твена «Дневники Адама и Евы».  

Это новые Адам и Ева, два загадочных вампира неопределенного возраста, влюблены друг в друга вот уже не одно столетие. Рюмка крови за обедом помогает им не только прийти в хорошее настроение, но и жить практически вечно. Тут и свои минусы: они уже без всякого оптимизма, отстраненно и меланхолично смотрят на вырождающееся человечество. А занятий у сладкой парочки кроме как предаваться любовным утехам, слушать рок-музыку и рыскать в поисках очередной дозы, нет. Что, впрочем, совсем не мешает меломану Адаму регулярно вытаскивать из кармана тугие пачки банкнот. Денежки идут а) на дозу красных кровяных телец; б) на раритетные гитары-скрипки, к которым у Адама настоящая страсть. Их поставляет ему приятель Джим (в этой роли – ахтунг! – засветился наш соотечественник - симпатичный Антон Ельцин).

Примечательно, что в фильме нет ни одного «дневного кадра». Действие происходит или на улице глубокой ночью или в помещении. Фильм, намеренно темный, снимался в ночное время в Детройте и Танжере.

- Адам и Ева – метафоры современного состояния человеческой жизни, - так загадочно объясняет Джармуш. - Они хрупки и уязвимы перед силами природы и бездумными действиями власть имущих.

Роли Адама и Евы исполнили Том Хиддлстон («Полночь в Париже», «Глубокое синее море») и Тильда Суинтон («Что-то не так с Кевином», «Королевство полной луны»), которая уже работала с Джармушем в фильмах «Предел контроля» и «Сломанные цветы».

Очень важную роль в этом странном фильме играет музыка. Саундтрек полностью состоит из оригинальных композиций детройтских групп, отражающих пристрастие режиссера в рок-музыке. К финалу парочка супругов-вампиров даже вызывает понимание… особенно, когда они выгоняют свою товарку-вампирку (Миа Васиковска), не удержавшуюся от соблазна «угоститься» бедным Джимом…  Но финальная точка ставится с присущим Джармушу бескомпромиссным сарказмом. Даже «хорошие» вампиры, увы, должны чем-то питаться, и если нет возможности достать «продукт» легально, в ход идет старый дедовский метод…

Садо-мазо по-полански

Роману Полански посоветовали обратить внимание на роман Леопольда Захер-Мазоха год назад именно в Каннах.

- Текст был настолько забавным, что я смеялся в одиночку, что довольно редко, - говорит Полански о впечатлении от романа.

И вот в последний день показов он представил здесь свою новую работу «Венера в мехах». По сути, получился блистательный  дуэт двух актеров – жены Полански Эммануэль Сенье и Матье Амальрика. Все действие происходит на сцене театра. К режиссеру Тому (Матье Амальрик) на прослушивание является Ванда, взбалмошная и вульгарная актриса. Она будет методично выводить из терпения отчаявшегося режиссера. Но тем не менее, именно лучше всего и подойдет на эту роль. Между двумя яркими личностями завяжется диалог—поединок, в ходе которого   гордый режиссер превратится в  безвольного раба. А зависимая актриса - в его прекрасную госпожу.

Эти отношения между мужчиной и женщиной, полные одержимости и манипуляции, доминирования и подчинения, и стали, по сути, главными героями этой камерной (все действие происходит в одних декорациях) трагикомедии. Для режиссера эта картина стала достаточно типичной, хотя и была снята на французском языке:

- Я не отдавал себе в этом отчета, но, когда мне начали об этом говорить, я понял, что, действительно, в нем немало характерных для меня вещей, – говорит Полански.

Иммиграция по-американски

Очень ждали ленту Джеймса Грея с Марион Котийяр «Иммигрантка». Ведь она о том, из какого «сора» выросли американцы, об их корнях.  Действие  происходит в Нью-Йорке в 1920-е годы, а также на острове Эллис, куда, подобно многим иммигрантам из Европы, прибыли и предки режиссера.

Рассказывая о злоключениях Сони Цибульски, молодой польки, только-только приехавшей в Нью-Йорк и вынужденной заниматься проституцией, американский режиссер частично рассказывает историю своих предков, как и его героиня прибывших в США  из Восточной Европы в начале 1920-х годов.

Съемки велись и на легендарном острове Эллис, где в 1892 году был открыт иммиграционный центр, куда прибывали многотысячные потоки иммигрантов со всего мира. А Нью-Йорк Грея - это мрачный и дождливый город, где добрые люди и злодеи ведут беспощадную войну.

На главную роль Грей позвал своего любимого актера Хоакина Феникса («Мастер»), который играет сутенера- мафиози. В роли Сони снялась Марийон Котийяр, для которой, по утверждению режиссера, он написал сценарий.

Как известно, можно быть светской дамой – и шлюхой. А можно шлюхой – и светской дамой. Наш случай – последний. Марион Котийар «держит спину» весь фильм. С достоинством королевы она занимается первой древнейшей, исключительно для спасения своей больной сестры. С видом воплощенной невинности принимает клиентов, ни разу не обнажив в кадре даже щиколотки. Это как бы новый вариант «Отверженных». Но на старой американской почве.

И снова ахтунг! В роли мамочки борделя не кто-нибудь, а наша Елена Соловей! Почти неузнаваемая – пополневшая, постаревшая, без всякой пластики, она сочно играет подельницу Феникса. А ее некоторый акцент здесь оказался очень к месту – фильм же про иммигрантов!

Любовь по-тунисски

Лента Абделлатифа Кешиша «Жизнь Адели. Часть 1 и 2», посвящена «нетрадиционным» отношениям юной девочки и взрослой женщины – теме очень актуальной и для Франции вообще, и для Каннского фестиваля, в частности. Главные роли у него сыграли актрисы Адель Эксарчопулос и Леа Сейду.

Как возникла эта актуальная идея? Вот что рассказывает сам режиссер:

-  Меня очень тронула история о встрече, которая перевернула жизнь героини, позволила ей понять себя. Затем нам пришлось немало поработать над сценарием. Действие разворачивается в 1990-е годы в непростом контексте, который я предпочел обойти стороной, чтобы сконцентрироваться на самой встрече героев, на трудностях совместной жизни и на разрыве. 

- Что совершенно замечательно с Абделем, так это то, что у него миллион идей, просто неиссякаемый поток, а с текущим съёмочным материалом можно сделать совершенно другой фильм, - добавляет Леа Сейду. - Существует один-единственный способ делать фильмы, и он умело пользуется моментом.

По сюжету 17-летняя Адель (Адель Экзаркопулос) очень любит детей и мечтает стать учительницей. Незадолго до своего 18-летия она встречает Эмму (Леа Сейду) — загадочную девушку с голубыми волосами — и влюбляется в нее. Фильм создан по мотивам комикса Жюли Маро.

- Это первая моя работа, когда я адаптировал для фильма историю из комикса, – объясняет Кешиш. - Меня очень интересовал женский характер, мне было интересно его развить. К тому же меня интересовала тема так называемой «несчастной первой любви»… Я не хотел донести что-то противникам гомосексуализма. Я не пытался определить его природу и расставить какие-то точки или говорить себе: «Да, это две женщины…» Я, скорее, почувствовал, что просто рассказываю историю пары. Я не видел причин показывать специфику гомосексуализма, какой-то особенности в отношениях, не хотел углубляться в дискуссию на эту тему… Это просто любовная история, которая включает в себя всю красоту отношений. 

Эта «красота отношений» должна впечатлить жюри – ленте прочат Главную Пальму.

Неброская «Небраска»

Классик Александр Пэйн, двукратный обладатель Оскара за лучший сценарий, привез в Канны черно-белое роуд-муви «Небраска». Главную роль в нем - 74-летнего Вуди Гранта -  исполнил Брюс Дерн.  Грант  решает, что выиграл в лотерею один миллион долларов. Для того чтобы забрать свой выигрыш, ему нужно отправиться из Монтаны в Небраску. Компанию ему составит сын Дэвид (Уилл Форте), а дорога пройдет через небольшой городок, в котором он когда-то вырос.

- Я получил этот сценарий девять лет назад, – говорит Пейн. - Это одновременно смешная и печальная история, как обычно бывает в жизни. Сценарист писал ее по реальным событиям, которые сам пережил. Это фильм эпохи депрессии, вот почему я снял его черно-белым.

Режиссер считает, что это история о взаимоотношениях отца и сына:

- Сын хочет подарить отцу момент достоинства. Мои родители уже пожилые, и эта тема мне близка: я хочу, чтобы они жили достойно. С возрастом люди могут потерять достоинство. Важно его сохранить.

Для 76-летнего Брюса Дерна роль в «Небраске», по его словам, стала завершающей в актерской карьере:

- Когда я увидел материал, я подумал: отличная идея, дающая возможность поставить точку в своей карьере. И с прекрасным режиссером. Я работал с Хичкоком, Тарантино, Копполой, а теперь и с Пэйном. К тому же я никогда не думал о своих взаимоотношениях с отцом. Но здесь я как раз оказался в его роли, так что задумался…

Картина снята лаконично, тонко и без особых изысков. Это как бы старое кино, которое смотрел герой в молодости. А тема вечная – отцы и дети.

 Любовь здесь больше  не живет

Грустные выводы. На каннском экране Главного чувства почти не видно. Только «Великий Гэтсби» напомнил о великом двигателе жизни. В остальных – разного толка сексуальные фантазии, сложные психологические проблемы, решаемые авторами прежде всего для себя. Герои зачастую коварны, двуличны, обижают детей и стариков, и не испытывают в семейном покое никакой потребности. Причем фильмы конкурса – самые разные, сделаны очень талантливыми людьми. И все они об одном – не просто о кризисе человеческих отношений, но о кризисе человеческой цивилизации в глобальном смысле. Пожалуй, страшнее всех это выразил Николас Рефн в финальном кадре своей не самой лучшей картины «Только бог прощает»: герой Джулиан (его играет Райан Гослинг), обнаружив тело убитой матери, вскрывает ножом ее чрево и засовывает туда руку…

По главной улице с оркестром

Наши прогнозы не слишком отходят от рейтинга Screen. Больше всего шансов на главную награду у братьев Коэнов,  Фархади, Кешиша, Озона, китайца Джиа Жангке. Джармуша, скорее всего, не рискнут отметить – слишком радикальное кино. А что до Полански… Говорят, когда его осудили за связь с несовершеннолетней девочкой в Швейцарии, Стивен Спилберг поддержал это решение. Мол, так и надо негодяю… Насколько тот осадок даст себя знать – никто не знает.

Среди актеров, на наш взгляд, самые яркие работы получились у Бенисио дель Торо («Джимми П. Физиотерапия равнинных индейцев»), Майкла Дугласа («За канделябрами»), Тони Сервилло («Великая красота»). Среди актрис реально могут рассчитывать на «пальму» Валерия Бруни-Тедески («Замок в Италии»), Леа Сейду («Жизнь Адели»), Марион Котийар («Иммигрантка»).

…Накануне последнего дня журналистов, как обычно, пригласили днем на прием в мэрию - старинную крепость на горе. Звучал духовой оркестр и речи, бабушки в национальных костюмах держали венки приветствий, угощали, как всегда – картошка, рыба, отварные овощи.

За отдельным столом угощалось жюри во главе со Спилбергом.  У всех них – от Николь Кидман до Энга Ли был очень загадочный вид. Особенно у Кристофа Вальца – он явно задумал что-то свое…. На лице экс-нациста читалось: держитесь, ну, вы у меня увидите!

Увидим скоро – уже завтра.

ПЕРВЫЕ ИТОГИ КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ 

Читайте также

Майкл Дуглас - в эксклюзивном интервью "ВМ": "О призах я теперь не думаю. Думаю о той поддержке, которую получил и получаю..."

В конкурсной картине Стивена Содерберга «За канделябрами» голливудская звезда Майкл Дуглас сыграл экстравагантного американского пианиста, вполне реальную фигуру шоу-бизнеса Валентино Либераче.

История его романа со Скоттом Торсоном (его играет необыкновенно помолодевший Мэтт Дэймон – ведь по книге ему должно быть 17 лет!) тоже взята из реальной биографии артиста – об их непростых отношениях Торсон написал впоследствии книгу. Получилась фантастическая сказка о блеске и нищете шоу-бизнеса, о его иллюзиях и надеждах, о том, как возникают и исчезают в вечности его идолы... (читайте далее...)

amp-next-page separator