Режиссер Мария Гуськова / Фото: Первый канал

Канны-2015. Мария Гуськова и Максим Шавкин – два студента на Каннском фестивале

Развлечения
В программе «Синефондасьон» Каннского кинофестиваля участвуют два российских фильма: «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой и «14 шагов» Максима Шавкина. Программа работает с 1998 года и представляет работы студентов киношкол мира. В этом году в конкурс «Синефондасьон» вошли 14 игровых и документальных и 4 анимационных фильма. Жюри программы возглавляет Абдерахман Сиссако, французский режиссер родом из Мавритании, который в свое время закончил ВГИК. Куратор программы «Синефондасьон» Жоэль Шапрон заметил: «В этом году в официальной каннской программе четыре участника из России: два великих режиссера прошлого, Сергей Эйзенштейн и Элем Климов, фильмы которых были показаны в программе Каннская классика и два студента, которые представляют свои первые работы».

Мы поговорили с Марией Гуськовой сразу после премьеры ее фильма, который был очень тепло принят зрителями, собравшимися в зале «Бунюэль» каннского дворца фестивалей.

Как вы оказались  на Каннском фестивале?

- Мы закончили фильм, подали заявку на сайте фестиваля, отправили диск, и уже  через неделю нам позвонили и сказали, что фильм очень понравился отборочной комиссии и нас приглашают в программу «Синефондасьон». Этот фильм – моя дипломная работа на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

- Кто ваши мастера?

- Ираклий Квирикадзе и Андрей Добровольский.

Обычно на Высшие курсы поступают люди, у которых уже есть одно высшее образование.

- Я закончила филологический факультет МГУ.

Сколько времени вы работали над фильмом?

- Три года в общей сложности. Сначала была разработка сценария, потом мы поехали на съемки и вернувшись, поняли, что три сцены не получились. Через год поехали снова. Плюс постпродакшн, в общей сложности работа над фильмом заняла три года.

Расскажите о людях, с которыми Вы работали.

- Мне очень помог мой муж Денис Гуськов, продюсер и оператор фильма. У нас снимались непрофессиональные актеры, мне хотелось создать атмосферу документального кино и я подбирала людей, у которых был похожий жизненный опыт. В частности, главный герой – это человек, который отбывал срок в дисбате. Все сцены фильма постановочные, кроме сцены, где герой после первой встречи с отцом убитого сидит во дворе мечети. На самом деле он в это время молился, так как в мечети начался намаз.

Почему Вы решили снимать в Киргизии? Ведь история, рассказанная в фильме, могла случиться где угодно.

- Вначале это была совсем другая тема, я собиралась делать фильм об узбеке-гастарбайтере, который приехал в Москву на заработки, чтобы помочь отцу устроить жизнь после выхода из тюрьмы. И в Киргизии мы хотели снимать сцену встречи отца и сына. Но в процессе подготовки к съемкам мы все переосмыслили и фильм получился не про сына, а про отца.

Удается ли вам смотреть кино здесь в Каннах? Что понравилось?

- Мы многое посмотрели и нам многое понравилось, например фильм «Ан» Наоми Кавасе, фильм Раду Мунтяну «Этажом ниже»,  мексиканский фильм «Избранницы» Давида Паблоса и больше всего - фильм «Земля и тень» Сезара Аугусто Асеведо из программы «Неделя критики».

А о чем будет ваш следующий фильм?

- У меня есть замыслы, к работе над которыми я вернусь после фестиваля.

Фильм Максима Шавкина «14 ступеней» был показан в третьей части программы «Синефондасьон» (всего их четыре).

Одному из зрителей, который подошел поздравить вас и сказал, что ему понравился ваш фильм, вы ответили, что вам самому он уже не нравится.  Почему?

- Я просто отвык от него и сейчас посмотрел другими глазами. Вообще фильм не должен нравиться режиссеру. То есть мне всегда не нравится. Всегда стремишься достичь идеала, и понимаешь, что не можешь его реализовать.

Как фильм оказался здесь?

- Как это обычно бывает: Московская школа нового кино отправляла несколько фильмов на фестиваль. Выбрали наш.

В Московскую школу нового кино вы пришли сразу после школы?

- Нет, я закончил Московский авиационный институт, получил высшее техническое образование.

Поэтому и снимали фильм в общежитии МАИ?

- Да, это знакомые мне места, я некоторое время сам жил в общежитии.

В школе Вы выбрали лабораторию Дмитрия Мамулии или так совпало?

- И выбирал, и совпало – я рад, что так получилось, потому что мне нравится направление, в котором он работает.

- И этот фильм – ваша дипломная работа?

- Да, и я очень благодарен моим коллегам, всем, кто работал со мной: оператор Антон Громов, продюсер – Аня Алешковская, артисты, исполнительница главной роли Ксюша Громова – все из школы. Без команды невозможно сделать фильм.

Какое кино вы любите как зритель?

- Сейчас все больше люблю классику. Но это неправильно, наверное. Ведь снимать надо современное кино.

Что именно из классики?

- Бергман, Дрейер, Висконти.

Успели ли вы посмотреть что-то здесь в Каннах?

- Из основных программ почти ничего: много встреч, много дел.

Но фильмы своих коллег из программы «Синефондасьон» Вы видели?

- Конечно. Особенно понравились чилийский и иранский фильмы.

Вы настроены на победу в конкурсе?

- Я абсолютно спокоен на этот счет. Здесь такие сильные и интересные фильмы, что мне просто приятно быть с ними в одной программе.

amp-next-page separator