«Викинг» в гостях у сказки
В чем тут фишка, в чем секрет такого сказочного успеха? В попытке найти ответы на эти непростые вопросы, в гостях у сказки побывал обозреватель «ВМ» и столкнулся с несколькими ее сторонами.
Сторона историческая
О ней лучше сразу забыть. Хотя, нет, не сразу, а ровно через три минуты после начала фильма, во время которых зрителю озвучиваются исторические вводные про убиенного в 972 году печенегами Святослава и его сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. И про то, какие непростые отношения сложились внутри этой брутальной троицы.
Сторонники исторических реконструкций уже зашлись в криках: мол, все остальное тут не так и не то. Но это – от глупости. Потому что откуда они знают сами, как это – «так», если даже «Повесть временных лет», на которую опираются, по их словам, авторы сюжета «Викинга», не является документальной хроникой и полна вымыслов, поскольку была написана спустя несколько веков после большинства зафиксированных в ней событий.
Да, создатели картины ушли от общеизвестного: от гнусного характера Владимира, от его неукротимого либидо, от того, что прежде, чем принять православие, он на полном серьезе рассматривал несколько других вариантов, и от того, что Русь далеко не так благостно и бескровно, как на киноэкране, была крещена, ибо совершенно не спешила отрекаться от язычества и старых богов.
Да, в «Викинге» есть явное идеализирование христианства (едва тут звучит молитва, как происходит или чудо, или божественное озарение) при несомненном передергивании всего, что касается института жречества (жрецы здесь выглядят, как сущие маньяки-убивцы, только и делающие, что ищущие, кого бы принести в жертву).
Да, язычница Рогнеда (Александра Бортич) тут, в общем-то, хоть и мегасексуальная, но дрянь, а христианка Ирина (ставшая брюнеткой Светлана Ходченкова), хоть и с постным лицом, но почти святая, но…
Все это не стоит и выеденного яйца, если воспринимать «Викинга» тем, чем он и является – псевдоисторической фэнтезийной клюквой в стиле писательницы Марии Семеновой вполне хорошего качества и со всеми необходимыми для этого жанра атрибутами: чудесными явлениями природы, кровавыми брызгами, откровенным сексом, мускулистыми мужиками, блеском мечей, берсерками, похлебкой из грибов и прочим – глупым, но увлекательным.
Сторона сюжетная
Сюжет тут есть – что уже прекрасно само по себе и за что стоит поблагодарить участника шорт-листа литературной премии «Большая книга» и четырехкратного полуфиналиста литературной премии «Национальный бестселлер» Андрея Рубанова. И сюжет этот захватывает – в первую очередь, своей опять-таки сказочностью, былинностью, в стилистике которой и хотелось бы писать дальше, чтобы получилось что-то вроде этого:
…и, приняв грибной отвар при штурме Полоцка,Князь Владимир хвать Рогнеду – и снасильничал,А затем, чтоб стать великим и единственным,Брата гнусно замочил к едрене матери.Но влюбившись в его женушку крещеную,Отослав Рогнеду на приличном месяце,Он раскаялся в убийствах и похабщине,И домой вернулся чистым и с хоругвями.
Согласитесь, даже в этих восьми строках драмы столько, что хватило бы на несколько сериалов.
Сторона кинематографическая
Что же до, собственно, кинодостоинств, их тут и вовсе навалом. Но главное из них – кастинг. На Данилу Козловского (признанного, кстати, аж несколькими рейтингами актером прошлого года) пошли бы смотреть, даже если бы он изображал зубную щетку. А тут – такая фактура: длинные волосы, небритость, обнаженный торс, меч в одной руке, красотка в другой, чаша с отваром в третьей. Прекрасен, конечно, и играющий воеводу Свенельда Максим Суханов, уравновешивающий некоторую слащавость Владимира своей тяжеловесность и мрачностью. Ну, а так как про Бортич и Ходченкову тут уже все сказано, стоит сразу отметить еще и прочих – Кирилла Плетнева, Андрея Смолякова и, конечно, Игоря Петренко, играющего главного антагониста героя.
Спецэффекты? Ну, а куда ж без них! И хорошо, что они куда правдоподобнее, чем в недавнем пенопластовом «Ледоколе». Операторская работа? А как же! Она вполне себе на высоте. Музыка? За нее тут отвечает Игорь Матвиенко, как оказалось, неплохо умеющий писать что-то, кроме поп-поделок.В общем, срослось все – даже то, что не всегда было к месту: например, ставшая эпиграфом к картине про крещение Руси цитата… Мао Цзэдуна. Ну, а историки и зануды… для них недавно было снято другое кино – про танки и разъезды: реконструкторское, выверенное и скучное.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Рубанов, сценарист фильма «Викинг»:
— У российского кинематографа есть свои традиции. Мы старались работать в их рамках. Лично я основывался на «Андрее Рублеве» и «Александре Невском». Личности персонажей не менялись: есть такое правило — если академическая история признала историческую фигуру положительной, ее нельзя выводить как отрицательную. Но если говорить о достоверности, то кино — это аттракцион: не будет его — зритель в кино не пойдет. Если следовать первоисточникам абсолютно во всем, фильм будет просто-напросто перегружен.
СПРАВКА
САМЫЕ КАССОВЫЕ
«Викинг», вероятно, сделает некую перестановку в этом рейтинге успеха, пока же он выглядит так:
■ «Сталинград» (2013) $ 68,1 млн
■ «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) $ 55,6
■ «Волкодав из рода серых псов» (2006) $ 42,8
■ «Вий 3D» (2014) $39,5
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Продюсер Олег Тетерин о фильме «Викинг»: Победителей не судят
В эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» эксперты обсудили итоги новогоднего показа картины.
В кинотеатрах страны проходит показ фильма режиссёра Андрея Кравчука «Викинг», который за новогодние праздники уже успел собрать около 900 тысяч зрителей. На данный момент кассовые сборы составляют более четырёх миллионов долларов. В фильме снимались такие звёзды российского кино, как Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Андрей Смоляков, Александра Бортич и многие другие. Бюджет фильма составил 1 миллиард 250 миллионов рублей, а съёмочный процесс длился около 7 лет. После выхода фильма в прокат мнения зрителей разделились. Появились рецензии, в которых говорилось о том, что события фильма не соответствуют реальной истории нашего государства.(далее..)
ЕСТЬ МНЕНИЯ
Миссия снова выполнима
Колонка нашего обозревателя Елены Буловой
Особенно в той части, где говорится о том, что письменные свидетельства периода истории русского средневековья весьма ограничены. (далее..)
Битва против «Викинга»
Колонка нашего обозревателя Екатерины Рощиной
Уже в первые дни года разрекламированный фильм "Викинг" с красавчиком Данилой Козловским в главной роли набрал рекорды по посещаемости: более 257 миллионов рублей. В первый день нового года "Викинг" заработал 142 миллиона. (далее..)