Cергей Женовач: Хочу, чтобы к нам в театр приходили, как приходят в дом к близким друзьям
В интервью «Вечерней Москве» режиссер рассказывает о работе над романом Михаила Булгакова.
- Сергей Васильевич, ваша постановка «Мастер и Маргарита» многим показалась удивительно ясной, реалистичной и легкой. Мистики, как ни странно, немного. Возможно, это ошибочное мнение, тогда как вы добивались совсем другого?
- Трудно оценивать свою работу. На мой взгляд, в спектакле есть и фантасмагоричность, и метафористичность, и острота. А житейской логики в понимании бытового театра как раз и нет. У нас не было намерения иллюстрировать роман. Хотелось придумать некий сценический ход, который развернул бы роман так, чтобы было интересно. Выдумываешь спектакли с таким намерением, чтобы, в первую очередь, самому хотелось поглядеть и, конечно, друзьям.
- Почему плохо иллюстрировать роман?
- Не то, чтобы плохо, скорее, неблагодарно. Причина в том, что в романе существует логика прозы, а в театре определяющими являются пространство, ритмы, решение спектакля и, конечно, артисты.
- По какому принципу распределяли роли? Возможно, исходя из внутренней похожести персонажа и актера?
- В спектакле участвует почти вся труппа театра. Каждый актер теоретически может сыграть несколько ролей, и таким образом возникает некий пасьянс. Выбор артиста – это решение не только роли, но и спектакля в целом.
- Литературоведы посвятили ряд работ поиску прототипов. Так, в образе Маргариты видят жену автора Елену Сергеевну. А вы учитывали, что в героях есть черты реальных людей?
- Роман «Мастер и Маргарита» - художественный вымысел, и искать прототипы вряд ли верно. Маргарита – собирательный образ. Думаю, что в ее характере отразились качества и черты многих женщин, которых любил Булгаков.
- Сколько времени вы работали над спектаклем?
- С 2015 года работа шла параллельно над спектаклем «Кира Георгиевна» по повести Виктора Некрасова и над «Мастером и Маргаритой».
- Изменились ли вы в процессе работы над спектаклем?
- Судить о себе не берусь. Любое произведение, которое берется для постановки, оказывает влияние на всех, и под его знаком живешь в этот период. Режиссер вместе с художником и артистами вступает на территорию автора, а потом начинается освоение, присвоение, впитывание. Любая встреча с гениальным автором оказывает сильное влияние на всех, кто сочиняет спектакль.
- Действие в спектакле происходит в сумасшедшем доме, а сам спектакль построен в жанре «шизофрения». Не кажется ли вам, что и сам роман – некий бред?
- Для меня это цельное, художественное произведение, которое не завершено. И в этом есть тайна, загадка. В романе есть фраза: «Рукописи не горят». Сохранилось несколько редакций романа. Окончательной версии Булгаков нам не оставил. Поскольку роман в поисках завершения, он такой живой и парадоксальный.
- Существует версия, согласно которой роман «Мастер и Маргарита» оказывает мистическое влияние на тех, кто берется его инсценировать или экранизировать.
- Так можно подойти к Гоголю, к Шекспиру, к Достоевскому, к любому гениальному писателю. Каждое великое произведение затрагивает бессознательное. Есть роман, есть сценическое пространство, есть артисты, есть желание сочинить театральную игру, и мы этим занимаемся. Говорить о возможных случайностях несерьезно.
- Вся Москва ждала этой премьеры. Для вас повышенный интерес к спектаклю не был грузом?
- Работаешь ведь для радости, удовольствия, постижения, а не для успеха или оценки.
- Но реакция зрителя для вас важна?
- Получился спектакль или нет – можно понять только после того, когда приходит зритель. При этом мы не делали спектакли, ориентируясь на восприятие публики. Но именно зал расставляет акценты в спектакле. Причем зал каждый спектакль разный. Когда больше молодежи – одно восприятие спектакля. В зависимости от показа в Москве или в провинции - другое. Если зал будет состоять, к примеру, из военных – третье. Прелесть театра еще в непредсказуемости реакции зрителя. Дыхание зрительного зала во многом зависит от людей, которые пришли смотреть спектакль.
- Роман «Мастер и Маргарита» - в числе ваших любимых?
- Михаил Булгаков – один из близких мне авторов, с которыми я иду по жизни.
- В спектакле Маргарита ест яблоко. И символ вашей студии – яблоко. Почему?
- Предложил встречать зрителей яблоками в нашем театре художник Александр Боровский. Я – человек южный, вырос на яблоках, и мне это понравилось. Мы хотим, чтобы в наш театр приходили , как приходят в дом к близким друзьям.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Министр культуры выбрал нового худрука МХТ. Им станет Сергей Женовач