Никита Высоцкий, сын поэта, директор музея, показывает фрагмент обновленной экспозиции. Сенсорная панель стилизована под настроечную шкалу советской радиолы: крутишь ручку, наводишь красную стрелку на нужную песню — и нажимаешь кнопку / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Музей Владимира Высоцкого вновь открывает двери для посетителей

Развлечения
25 января исполняется 81 год со дня рождения Владимира Высоцкого. Музей поэта, почти год не принимавший посетителей, утром этого дня открыл обновленную экспозицию.

Ровно год назад, накануне 80-летия Высоцкого, музей посетили Владимир Путин и Сергей Собянин. В тот день стало известно, что город выделит 65 миллионов рублей на обновление постоянной экспозиции. Почти сразу после этого музей закрылся на ремонт. А вчера на пресс-показе экспозиции Александр Кибовский, глава Департамента культуры, признался, что финансовое обязательство было даже перевыполнено.

— На создание новой экспозиции выделили около 70 миллионов рублей, — рассказал Александр Владимирович. — И еще отдельно, по поручению мэра, выделили 10 миллионов на оборудование зрительного зала.

В день визита Путина и Собянина прозвучало обещание вдвое расширить экспозиционное пространство и уместить в нем в полтора раза больше предметов, чем раньше. Это заинтриговало поклонников Высоцкого: залы в музее тесные, а пристройку сделать нереально. Экспонатов — и даже выставочных зон — действительно прибавилось. Воссозданы гостиная и кухня последней квартиры Высоцкого на Малой Грузинской улице. В «гостиной» на стене иконы и рисунок Михаила Златковского — птица Сирин с лицом Владимира Семеновича. Они принадлежали Высоцкому и Марине Влади.

Три года назад представители одного крупного банка выловили иконы и рисунок на парижском аукционе, перекупили их и торжественно преподнесли музею. В «кухне» размещен раздел экспозиции, посвященный друзьям Высоцкого: ведь для советского человека невозможно представить себе дружбу без кухонных посиделок.

Залы уставлены сенсорными панелями: на них можно пролистывать файлы с отсканированными документами и фотографиями. На фото Иветта Невинная (МК) / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

— Здесь найден баланс между подлинными мемориальными реликвиями и тем, что окружало Высоцкого, — хвалит организаторов Александр Кибовский. — Одна из самых сложных задач музейного дела — увековечить художника, а не мумифицировать его, не сделать так, что за набором артефактов перестал чувствоваться живой человек.

Выиграть лишние квадратные метры помог переход к современному принципу: в музее посетитель должен как можно активнее взаимодействовать с экспозицией. Часть предметов перегруппирована так, что их просто не получится осматривать по старинке — чинно заложив руки за спину. Коллекция пластинок спрятана в вертикальные стеклянные панели с ручками: выдвигай их одну за другой, будто из шкафа, и разглядывай с обеих сторон.

Многие документы — наброски стихотворений, шаржи, записки — запечатаны в ящички, которые надо тянуть на себя из стены. Будь эти пластинки или бумаги выставлены традиционным образом, в стендах, они заняли бы намного больше места.

— Мы дали достойную оправу драгоценному наследию, — говорит Александр Кибовский. — Найти интересный документ 1970-х годов сложнее, чем документ XIX века. А в фондах музея таких экспонатов огромное количество.

Другой секрет, позволивший насытить пространство информацией, — мультимедийные технологии. Залы уставлены сенсорными панелями: на них можно пролистывать файлы с отсканированными документами и фотографиями, просматривать отрывки фильмов и спектаклей и, конечно, прослушивать песни.

Организаторы гордятся «технологией направленного звука», благодаря которой посетители, стоящие у соседних экранов, смогут выбирать каждый свое и при этом друг другу не мешать. В зале, изображающем кухню Высоцкого, поселится голографическое изображение поэта: по мановению экскурсовода виртуальный Владимир Семенович будет появляться на «сцене», которую от посетителей отгораживают плита и мойка.

— Некоторые технологии в нашей музейной практике применены впервые, по крайней мере, в такой концентрации, — признается Александр Кибовский. — Москва получила музей, которого заслуживает современный город. По залам можно бродить часами: здесь более 400 записей одних только песен. Даже люди, которые давно любят Высоцкого и еще в молодости собирали его записи «на костях» (то есть на самодельных пластинках из использованных рентгеновских пленок — в экспозиции такие есть. — «ВМ»), узнают массу интересного.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Никита Высоцкий, директор Музея Высоцкого, сын поэта:

— В жизни нашего музея за последние годы многое поменялось. Раньше (до 29 июля 2015 года. — «ВМ») место, где мы находимся, называлось Нижним Таганским тупиком. А теперь это благоустроенная улица Высоцкого. Это сделал город. Новая экспозиция — тоже большой городской проект. На апгрейд нашего музея выделили серьезные деньги, и мы смогли реализовать самые смелые идеи нашего художника Сергея Мироненко. В залах песня не просто становится экспонатом — она по-настоящему живет. А главное, что отец сделал, — это именно песни.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ 

В одном из московских издательств только что вышло собрание сочинений Высоцкого в пяти томах. В него входят и тексты, которые никогда ранее не публиковались: например, посвящение Марине Влади, состоящее более чем наполовину из фраз на ломаном французском.

amp-next-page separator