Музей Владимира Высоцкого вновь открывает двери для посетителей
Ровно год назад, накануне 80-летия Высоцкого, музей посетили Владимир Путин и Сергей Собянин. В тот день стало известно, что город выделит 65 миллионов рублей на обновление постоянной экспозиции. Почти сразу после этого музей закрылся на ремонт. А вчера на пресс-показе экспозиции Александр Кибовский, глава Департамента культуры, признался, что финансовое обязательство было даже перевыполнено.
— На создание новой экспозиции выделили около 70 миллионов рублей, — рассказал Александр Владимирович. — И еще отдельно, по поручению мэра, выделили 10 миллионов на оборудование зрительного зала.
В день визита Путина и Собянина прозвучало обещание вдвое расширить экспозиционное пространство и уместить в нем в полтора раза больше предметов, чем раньше. Это заинтриговало поклонников Высоцкого: залы в музее тесные, а пристройку сделать нереально. Экспонатов — и даже выставочных зон — действительно прибавилось. Воссозданы гостиная и кухня последней квартиры Высоцкого на Малой Грузинской улице. В «гостиной» на стене иконы и рисунок Михаила Златковского — птица Сирин с лицом Владимира Семеновича. Они принадлежали Высоцкому и Марине Влади.
Три года назад представители одного крупного банка выловили иконы и рисунок на парижском аукционе, перекупили их и торжественно преподнесли музею. В «кухне» размещен раздел экспозиции, посвященный друзьям Высоцкого: ведь для советского человека невозможно представить себе дружбу без кухонных посиделок.
— Здесь найден баланс между подлинными мемориальными реликвиями и тем, что окружало Высоцкого, — хвалит организаторов Александр Кибовский. — Одна из самых сложных задач музейного дела — увековечить художника, а не мумифицировать его, не сделать так, что за набором артефактов перестал чувствоваться живой человек.
Выиграть лишние квадратные метры помог переход к современному принципу: в музее посетитель должен как можно активнее взаимодействовать с экспозицией. Часть предметов перегруппирована так, что их просто не получится осматривать по старинке — чинно заложив руки за спину. Коллекция пластинок спрятана в вертикальные стеклянные панели с ручками: выдвигай их одну за другой, будто из шкафа, и разглядывай с обеих сторон.
Многие документы — наброски стихотворений, шаржи, записки — запечатаны в ящички, которые надо тянуть на себя из стены. Будь эти пластинки или бумаги выставлены традиционным образом, в стендах, они заняли бы намного больше места.
— Мы дали достойную оправу драгоценному наследию, — говорит Александр Кибовский. — Найти интересный документ 1970-х годов сложнее, чем документ XIX века. А в фондах музея таких экспонатов огромное количество.
Другой секрет, позволивший насытить пространство информацией, — мультимедийные технологии. Залы уставлены сенсорными панелями: на них можно пролистывать файлы с отсканированными документами и фотографиями, просматривать отрывки фильмов и спектаклей и, конечно, прослушивать песни.
Организаторы гордятся «технологией направленного звука», благодаря которой посетители, стоящие у соседних экранов, смогут выбирать каждый свое и при этом друг другу не мешать. В зале, изображающем кухню Высоцкого, поселится голографическое изображение поэта: по мановению экскурсовода виртуальный Владимир Семенович будет появляться на «сцене», которую от посетителей отгораживают плита и мойка.
— Некоторые технологии в нашей музейной практике применены впервые, по крайней мере, в такой концентрации, — признается Александр Кибовский. — Москва получила музей, которого заслуживает современный город. По залам можно бродить часами: здесь более 400 записей одних только песен. Даже люди, которые давно любят Высоцкого и еще в молодости собирали его записи «на костях» (то есть на самодельных пластинках из использованных рентгеновских пленок — в экспозиции такие есть. — «ВМ»), узнают массу интересного.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Никита Высоцкий, директор Музея Высоцкого, сын поэта:
— В жизни нашего музея за последние годы многое поменялось. Раньше (до 29 июля 2015 года. — «ВМ») место, где мы находимся, называлось Нижним Таганским тупиком. А теперь это благоустроенная улица Высоцкого. Это сделал город. Новая экспозиция — тоже большой городской проект. На апгрейд нашего музея выделили серьезные деньги, и мы смогли реализовать самые смелые идеи нашего художника Сергея Мироненко. В залах песня не просто становится экспонатом — она по-настоящему живет. А главное, что отец сделал, — это именно песни.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В одном из московских издательств только что вышло собрание сочинений Высоцкого в пяти томах. В него входят и тексты, которые никогда ранее не публиковались: например, посвящение Марине Влади, состоящее более чем наполовину из фраз на ломаном французском.