Охотники за сокровищами

Развлечения
В пятницу завершился ХУШ фестиваль архивного кино «Белые Столбы».

"Вы должны не воровать, а думать о России, о ее народе", - так обратился к Думе 1-го созыва Николай Второй в документальном 15-минутном фильме, снятом кинооператором А.Ягельским. Время действия - 27 апреля 1906 года. Место действия - Георгиевский зал Зимнего дворца и Дворянское собрание. Снято это со скоростью 4 кадра в секунду, причем это первая в России съемка в интерьере и с искусственным светом. Восемь лет подвижники Госфильмофонда реставрировали раритет - почти рассыпавшиеся от времени кадры... Получилось лишь когда пришла эра планшетного компьютера…

И это была не единственная сенсация. За пять дней фестиваля мы увидели десятки невероятных находок. Среди самых громких – обнаруженный в Америке неизвестный фильм 1922 года Якова Протазанова – «Паломничество любви» - его режиссер снял в эмиграции, в Германии. История (немая) в духе Диккенса о несчастных малютках разворачивается в настоящую знойную мелодраму. А «Человек за бортом» - вгиковский киноэксперимент 1957 года? В нем дебютировали Татьяна Бестаева, Тамара Семина, композитор (тогда еще студент) Микаэл Таривердиев. За кадром – поющая Людмила Гуренко. Дина Дурбин в «Первой любви». Джекки Куган в «Дитя цирка». Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрнбенкс в «Укрощении строптивой» (450 лет Шекспиру) – этими и другими лакомыми блюдами вроде документальной ленты 1928 года «В тайгу за метеоритом» - о второй экспедиции советских ученых в месту падения тунгусского метеорита) кормили киноведов с утра до вечера. А на десерт подали КИНОПРОБЫ - раздел, в котором мы увидели, кто мог бы сыграть в «Золушке», кроме Жеймо и Гарина, в «Большой руде» - кроме Урбанского, в «Чистом небе» - кроме Дробышевой, в «Поэме о море» – кроме Кириенко и т.д.

Все признают: «Белые столбы» - фестиваль уникальный. А почему? Потому что без конкуренции – все фильмы здесь хорошие, даже плохие. Их тоже надо знать в лицо. Артисты и режиссеры почитают за честь приехать сюда на «красную дорожку», на экскурсию по Госфильмофонду, на широкую масленицу с блинами и, конечно, на знаменитые роскошные фейверки открытия-закрытия.

- В России наш фестиваль – единственный, - подтверждает арт-директор смотра Петр Багров. – «Белые Столбы» отличаются градусом профессионализма публики, которую мы стараемся сохранить. Меня коробит, когда говорят, что старое кино наивно. Мы же не говорим, что старая литература наивна: Шекспир, Чехов… Мне иногда кажется, что именно здесь показывают самое живое кино!

А побеждают тут не фильмы, а люди. Подвижники кинематографа. Их чествуют коллеги – это самая высокая оценка. На этот раз сразу два приза было вручено Евгению Марголиту – за личный вклад в отечественное киноведение и его популярной телепрограмме «Коллекция Евгения Марголита» на канале «Культура». Также получили спецпризы критик Елена Стишова и киноведы Клара Исаева и Наталия Яковлева.

amp-next-page separator