Народные артисты России Дмитрий Певцов (Принц Уэльский) и Александра Захарова (Леди Перси)

Ах, как же тяжел шутовской колпак! 

Развлечения
На сцене Московского  "Ленкома" состоялась премьера спектакля "Фальстаф и Принц Уэльский" в постановке народного артиста СССР Марка Захарова. 

К сценической  встрече с Шекспиром 84-летний Марк Захаров шел всю свою творческую жизнь. Мудрость пережившей столетия классики, помноженная на талант художественного руководителя лучшего в стране театра, считающегося остросоциальным, выплеснулись в яркий, философский спектакль,  где в добрых традициях «Ленкома» играют с огнем,  стреляют из пушек, устраивают фейерверки -  короче,  палят «из-за такта» по спящим зрительским мозгам. 

Тексты комедии и трагедии Шекспира сдобрены вольным захаровским прочтением,  придающим предельную прямолинейность взгляда на проблему «власть – общество – личность»,  в контексте витков спирали истории. 

Слово «спираль» -  вовсе не фигура речи.  Визуализированные спирали, волны, круги и  прочие элементы хай-тековской сценографии Алексея Кондратьева выглядят на сцене, как кардиограмма нашей современной жизни, сделанная в каком-то невидимом медицинском кабинете.  А сама  жизнь буквально ломится в окна!  В центре постановки – две неординарные личности, Шут и Король.  Причем, Фальстаф – не просто шут. Он  - «любимец нашего народа».  Весельчак и герой, балагур и пьяница, Фальстаф маскируется под дурака с единственной целью: выжить в звериных объятьях своего «друга»  Принца Уэльского, будущего короля Англии. 

Актриса Олеся Железняк в роли Миссис Квикли

История шутовства  волновала Захарова еще начиная с «Тиля». Позже был «Тот самый Мюнхгаузен», затем «Шут Балакирев».  И каждый раз режиссер со своим неизменным соавтором Григорием  Гориным убеждали зрителей, что под маской шутов и вралей подчас  скрываются великие генераторы сумасшедших идей, герои, просветители, реформаторы,  опередившие свое время,  призывавшие людей к свежему, незамыленному взгляду на то, что происходит за окнами. За что люди далеко не всегда платили шутам благодарностью. С шутами, героями и некоторыми главными режиссерами театров такая неблагодарность, увы, случается нередко. 

Вот и  Фальстаф  (в фантастически интересном прочтении народного артиста России Сергея Степанченко)  - из той же  шутовской артели. В манере и пластике Сергея Юрьевича отразились,  как-то разом и вдруг, сразу все великие ленкомовские Шуты. Нет -нет, да и проскальзывает в его мимике прищур веселых абдуловских глаз, мелькает хитроватая и беззащитная леоновская улыбка, тянет иронией Янковского. Словно долго-долго впитывал он знаки этой питательной среды, а потом, взял, да и выдал «на гора» всю шутовскую гремучую закваску! Рожденный импровизацией хорошего артиста, ироничный, тонкий, текуче-подвижный  Фальстаф еще и сыплет перлами -  впору записывать в блокнотик! «Мне с юных лет любезны были восстания и перевороты, когда достается по морде всем  - и правым, и неправым». Свежо и знакомо, не правда ли?!   

Народный артист России Сергей Степанченко (Фальстаф) и Алексей Скуратов (Пойнс)

Принц Уэльский   – тоже прелюбопытная штучка. Взглянешь – не уснешь!  Народный артист России Дмитрий Певцов намеренно сконцентрировал в своем персонаже  все мыслимые пороки: в  его подаче принц - олицетворение зла и лицемерия. 

Так что же побуждает человека идти во власть,  и затем  любой ценой удерживаться на троне? Какова  цена? Как  юношеские идеалы трансформируются в «непопулярные в народе меры», и  облекаются в фашистские лозунги? 

Ощущающий себя новым Робин Гудом, принц Уэльский совершенно не замечает, что грабя богатых, он вовсе не спешит делиться с бедными («Нынче грабят не какие-то проходимцы, а люди знатные!»). Любитель лихих набегов и  ночных разбойных  попоек, он власть все же ценит превыше денег,  дружеского кутежа, и любовных утех.  И ради этой власти, словно Каин,  вероломно убивает  старшего брата – принца Ланкастерского (Александр Мизев). Вот она –  кровавая поворотная точка, требующая  прикрытия  великой целью! К «борьбе за свободу» ( естественно,  через зачистку свидетелей до основанья)! К наведению порядка (естественно, «железной рукой»)! К отказу от парламента («Мы и без парламента прекрасно проживем!»). И  - с непременными  приветственными речами для народа: «Простые люди, ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть пожизненно!» 

Актриса Олеся Железняк в роли Миссис Квикли

Герой Певцова идет вперед по трупам. Каков король – такая и страна. В стане Генриха  каждый день - новые  порядки, при которых новоявленные «Остапы Бендеры» требуют оплатить теперь уже не только  вход «в провал», в кабачок ( далее - по списку), но и выход оттуда. 

Отдельным украшением спектакля являются женские образы. В роли Леди Пэрси (она же Кэт) блистает народная артистка России Александра Захарова. То нежно играющая на лютне, то залихвацки читающая рэп, она  в финале предстает беззащитной и потерянной «бедняжкой». Ее, подарившую принцу Уэльскому любовь и игру на лютне (каков пассаж!), теперь не хотят вспоминать прилюдно. А посему, Кэт надо удалить, и  как можно дальше. Звук выстрела  за порогом дворца сопровождается  комментариями принца: «Одурели  от полномочий!  Распространяется болезнь у наших идиотов. Хотя бы довели до городских ворот!» 

Народная артистка Александра Захарова (Кэт) и народный артист России Дмитрий Певцов ( Принц Уэльский)

Так же далеко удаляет Принц и бывших  соратников свои дружеских попоек. И вот уже кабачок «Кабанья голова» «зачищен до основанья». Во главе с его хозяйкой Миссис Квикли (неисчерпаемая и прекрасная  Олеся Железняк, которая танцует в этом спектакле так, что мюзикл «Кошки» отдыхает в полном составе).   К безусловным достоинствам постановки относится выдающаяся  музыка композитора Сергея Рудницкого, стихи классика  Юлия Кима, хореография Сергея Грицая.  Своим талантом спектакль украсили актеры  Владимир Юматов, Иван Агапов, Дмитрий Гизбрехт, Игорь Миркурбанов и другие. Любопытно, что первый показ этой постановки «для пап, мам и худсовета» пришелся на  день 80-летия великого российского афориста В.С.Черномырдина.  О чем кто-то вспомнил уже  на выходе из зала, процитировав его нетленное, очень пришедшееся к месту: «У нас есть еще время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела!» 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Продюсер мюзикла «Маяковский» рассказал о премьере

Оазис природы в центре мегаполиса: музей-заповедник «Коломенское» озвучил планы на лето

amp-next-page separator