Как корреспондент «ВМ» стал фотографом из прошлого
Благотворительная ярмарка «Белый цветок» впервые в России прошла в 1911 году при активном участии членов царской семьи. Императрица Александра Федоровна вместе с великими княжнами сама придумывала поделки, рисовала и вышивала, целый день стояла за прилавком. После 1917 года эта традиция прервалась и возродилась лишь в современной России. С 2011 года фестиваль «Белый цветок» в Москве организует православная служба помощи «Милосердие». Корреспондента «Вечерней Москвы» пригласили побыть волонтером на этом фестивале, проходившем в Марфо-Мариинской обители.
Чем же я могу быть полезен на этом фестивале? Его координатор Яна Выщеревич мне предложила делать то, что я умею. Буду тогда фотографом! Раз фестиваль впервые прошел в 1911 году, то и я буду снимать людей на старинную камеру. И делать это так, как принято было у фотографов на стыке веков — XIX и XX.
Организаторы определили мне место под старой липой в теньке, где я установил здоровенную деревянную камеру на треноге, на столике рядом разместил куб из темно-красного плексигласа с двумя отверстиями для рук, рядом поставил еще один стол с проявителем и промывкой. Под столом — конверты с фотобумагой.
Площадные фотографы того времени снимали прохожих на фотобумагу, которую сами же изготовляли. И если традиционно в фотографии используются позитив и негатив, то рыночные фотографы стремились к экономии: получали на листке фотобумаги негатив, потом внутри затемненного куба его отбеливали в растворе, после этого на глазах у удивленного клиента при дневном свете проявляли еще раз. Так на белом листке появлялось позитивное черное-белое изображение.
Первый снимок у меня не получился: то ли в камеру попадало слишком много солнечного света, то ли куб был недостаточно затемнен — в общем, снимки получались слишком темными. Но стоило переместить камеру и оборудование поглубже в тень дерева, как это сразу же сказалось на качестве снимков: они стали четкими и контрастными. Вокруг меня уже начала образовываться длинная очередь.
— И не думал, что снятый старой камерой буду выглядеть совсем по-другому! Значительно старше, мужественней. Даже одежда смотрится иначе! Вот почему люди на старинных фото такие солидные! — сказал мне режиссер Глеб Панфилов. Он был одним из тех, кого я снял на фестивале. Действительно, пластика старинного объектива совсем другая. Моя камера может делать снимки размером 18х24 см. Снимок получается зеркальным. Чтобы сделать такую фотографию, снимаемый должен замереть и сидеть не дыша около минуты.
За два часа мне удалось «опортретить» 23 человека. И желающих было еще очень много. Меня приятно удивила благожелательная атмосфера праздника: никто ни с кем не ругался, всем всего хватало, а если и не хватало, то это все равно встречалось с улыбкой. Моей целью было не просто сделать как можно больше фотографий, но и рассказать — особенно молодым — о том, как фотографировали раньше. Многие дети впервые увидели, как проявляется изображение, мне было приятно, что это вызывало у них восторг.
— Знаете, а очень верный у вас подход! Вы в этом старинном фотоателье — просветитель, — сказала мне мама семерых детей Елена Смелова. К сожалению, это семейство я сфотографировать не успел, но зато ее старшим ребятам очень понравился сам процесс.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Руководитель благотворительных программ службы «Милосердие» Анна Белавина:
— Фестиваль «Белый цветок» — самое яркое событие в благотворительной жизни Москвы. Его концепция остается неизменной уже более ста лет: тысячи людей участвуют в празднике, чтобы помочь другим. «Белый цветок» — это, прежде всего, впечатления: ни в каком другом месте не увидишь столько уникальных изделий ручной работы, прекрасных белых цветов и доброты.
Читайте также: Князь Монако открыл в Москве фотовыставку