Актриса Татьяна Доронина на «Голубом огоньке». / Агенство «Фото ИТАР-ТАСС»

Драма характеров, а не обстоятельств

Развлечения
В МХАТе имени Горького, который больше известен как Театр Татьяны Дорониной, состоялась премьера спектакля «Отелло уездного города» по пьесе Александра Островского «Грех да беда на кого не живет» с ключевыми словами «драма», «уклад русской жизни», «мещанская среда», «страстная натура»… Последний раз я был в этом театре на премьере спектакля «Васса Железнова» с Татьяной Дорониной в главной роли.

Меня потрясла тогда ее трактовка привычного образа героини. Доронина утверждала на сцене не некрасовскую бабу, которая «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет», не железную судовладелицу, на что указывает фамилия героини, а много пережившую женщину. Умную, красивую, глубоко чувствующую и страдающую, но не сломленную обстоятельствами. Главное в ее жизни — Дом и Дело. Ради них она готова на многое. Ее Васса была чудом актерской интерпретации горьковского образа.

Чудом «Отелло уездного города» также стала актерская интерпретация созданных Островским характеров.

О чем этот спектакль? Судя по записи на сайте театра, о том, как молодой барин-повеса, приехавший по делам в уездный город, нарушил привычное течение жизни местных жителей. В результате открылось, что благополучие в некоторых семьях лишь внешнее.

А любовь стала всепоглощающей страстью шекспировского масштаба, превратив доброго, скромного лавочника в мрачного, мстительного Отелло.

Однако вопреки этой трактовке, располагающей больше к мелодраме (одно название чего стоит!), актеры играли высокую драму, закончившуюся «горькой утратой».

В интерпретации Александра Хатникова не безответная любовь и неверность супруги помрачили разум лавочника Краснова, а глубокая обида, она толкнула его на преступление.

Ревность Краснова сродни любви, которую называют безумной. Вообще-то, Краснов убил жену за собственную ошибку в выборе подруги жизни, но кто решится бросить камень во влюбленного? Жена Краснова Татьяна (Наталья Медведева) в отличие от шекспировской Дездемоны вышла замуж по обстоятельствам. Беда ее в том, что любит не мужа, а заезжего барина, «любит без искусства, послушная веленью чувства». Так Островский пытался смягчить грех Татьяны, и актриса прекрасно это отыгрывает.

Краснов Хатникова — характер противоречивый, возвышающийся над той пошлой средой, из которой он вышел.

Таких положительно-отрицательных преступников можно встретить только у Шекспира, который, как известно, мелодрам не писал.

Пьеса «Грех да беда» — драма характеров, а не обстоятельств. Ее поэтика сложнее и многограннее стереотипного представления о ней, ибо имеет глубокие театральные корни. За нее Островский получил престижную Уваровскую премию. Впервые представленная в 1863 году на сценах Малого, она долгое время успешно игралась во многих российских театрах.

Нам пьеса «Грех да беда» близка уже потому, что в тяжелом зрелище чужих несчастий мы черпаем порой мужество и силы, чтобы жить самим. Таково свойство пьес Островского, дающих человеку веру, надежду и оптимизм.

ОБ АВТОРЕ

Валерий Модестов - литературовед, переводчик, театральный критик, профессор Литературного института им. А. М. Горького.

amp-next-page separator