В Коломенском открылась выставка шедевров городецкой росписи
В четверг в Московском государственном объединенном музее-заповеднике Коломенское открылась выставка «Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись», посвященная 170-летнему юбилею промысла.
Экспозиция, размещенная в Подклете дворца царя Алексея Михайловича, знакомит зрителя с этапами становления и художественными особенностями одного из самых знаменитых народных промыслов России, самый ранний экспонат относится к 18 веку.
- На городецкую роспись большое влияние оказал лубок, – рассказала куратор выставки Наталья Полонникова. - Изначально изделия были резными, без раскрашивания. После их стали инкрустировать мореным дубом. Это было довольно дорого, поэтому мастера перешли на краску, что поспособствовало распространению ремесла.
По ее словам, основными изделиями городецких мастеров были резные донца для прялок. Их не только использовали по прямому назначению, но и вешали на стены в качестве украшения.
- С появлением паровых двигателей традиционные прялки постепенно вышли из употребления, и городецкая роспись на некоторое время умерла, - сообщила куратор. – После ее вновь вспомнили, только теперь рисунками стали покрывать мебель и сундуки.
Сюжеты изображаются самые разные: за вдохновением мастера обращались как к фольклору, так и к повседневности. Нередки иллюстрации, показывающие семейную жизнь: вот пара влюбляется, женится, образовывают семью, а потом у них появляется общее имущество – сундук, на котором вся эта последовательность и вырезана.
- До Великой Отечественной войны этим ремеслом занимались исключительно мужчины, - поделилась Полонникова историческим фактом. – С фронта большая часть мастеров не вернулась, но традиции получилось сохранить. Так появился «женский городец».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ