Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

Кина не будет: зрителям предрекли низкобюджетные фильмы после пандемии

Развлечения

Коронавирус нанес большой урон российским кинопоказчикам. Все кинотеатры страны на замке, а многие люди лишились работы. И только онлайн-платформы получили возможность озолотиться за счет показа новинок, лишившись основных конкурентов. Как спасается киноиндустрия в кризис и какие меры помогут спасти рынок кино от полного краха, «Вечерняя Москва» узнала у экспертов.

Пандемия породит «малобюджетки»

Как рассказал «Вечерней Москве» кинокритик и шеф-редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов, создатели кино в посткризисный период будут аккуратнее распоряжаться деньгами. А это означает, что нас ожидает в будущем период низкобюджетных фильмов.

— Их будут делать быстрее, с меньшими затратами и главной мотивацией хоть как-то отбиться финансово. Даже студии-гиганты с меньшей охотой будут вкладывать суммы в 150–200 миллионов долларов в производство картины. Это касается в первую очередь заокеанских компаний, — заметил Степанов.

Более того, производители начнут отказываться от широкой географии. То есть весь съемочный процесс, как уточнил эксперт, будет проходить локально, в пределах одной страны, одного региона.

— Ярким примером является сериал «Игра престолов», который снимался и в Черногории, и в Будапеште, и в Ирландии. Представьте, что было бы с этой лентой, попади она под нынешний кризис и пандемию. Очевидно, что даже такие успешные проекты, которые приостановлены сейчас, тоже повиснут в воздухе, — сказал спикер.

Он заметил, что отныне подобные картины будут тщательнее планироваться и создатели не поленятся лишний раз перестраховаться, чтобы не уйти окончательно в минус.

А вот по поводу отечественного кинопроцесса, по словам кинокритика, делать какие-либо прогнозы трудно, так как у нас «плановое хозяйство», во многом субсидированное государством.

— Не знаю, какие будут планы на следующий год, но бюджет утвержден, и уже до конца текущего сезона не планируется проведение каких-либо кинофестивалей, — заметил Василий Степанов.

Эксперт отметил, что в один момент все, кто хоть как-то причастен к сфере кино, оказались в трудной ситуации.

— Актеры остались без работы, графики съемок подвисли, и они будут пересоставлены, как только дадут отмашку. А отмашку, скорее всего, можно ждать при самых позитивных раскладах только осенью. Так как у студий есть свой подготовительный процесс. И это печально, поскольку лучший сезон для кинопремьер и показов, чем летний период, сложно представить, — убежден Степанов.

Он также выразил уверенность в том, что какие-то проекты и вовсе перенесут на следующий год. Однако есть шанс, что отечественных производителей все же поддержит «Фонд кино» и Министерство культуры РФ.

Фото: Агентство городских новостей «Москва»

В обратном случае киносфера будет активно развивать онлайн-площадки для платного показа кинопремьер.

— Мы уже видим такие процессы подобного характера. Большинство голливудских фильмов уже вышли на стриминговых платформах, что позволит этим контентом озолотиться, несмотря на то, что там показывают сокращенную, урезанную версию ленты. Однако развитие «онлайн»-киностудий увеличивает риск активизации пиратства, — предупредил специалист.

При этом многие кинопроизводители, которые предпочтут интернет большому экрану, могут лишиться права показа ленты в дальнейшем уже в кинотеатрах.

— Например, после выхода долгожданного мультфильма «Тролли. Мировой тур» некоторые кинокорпорации транслировать проект отказались, так как показ его, пусть в несколько видоизмененном варианте, доступен любому в интернете, — пояснил шеф-редактор журнала «Сеанс».

Коронавирус повлияет на тематику

Кинокритики сходятся во мнении, что некоторые фильмы, отснятые до эпидемии и повествующие «о мирной, славной жизни», могут не вызвать интереса у зрителя.

— Такие мысли возникают у многих, поэтому кинопроизводители начнут снимать киноленты о нынешних реалиях. Изменятся ориентиры. Думаю, что самые изворотливые режиссеры и сценаристы уже пишут сюжеты, вдохновленные коронавирусом. Но в то же время никто не будет судорожно критиковать, условно говоря, целующихся влюбленных, которые проявляют свои чувства без защитных средств. До такого маразма массовое сознание не докатится, — уверен Степанов.

Интернет не заменит кинотеатры

В свою очередь, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин убежден, что ни при каких обстоятельствах «онлайн»-площадки не смогут стать полноценными конкурентами кинотеатрам.

— Весь онлайн для нормальных людей будет ассоциироваться с карантином. Ни один нормальный продюсер не откажется от дохода от проката в кинотеатрах. Это все-таки существенная часть прибыли, — заверил Березин. — Кинотеатр — это площадка для массового просмотра с уникальными визуальными эффектами, которых сложно достичь в домашних условиях, особенно это касается больших голливудских премьер.

Аналитик не верит в массовый отказ от просмотров в кинотеатрах. Особенно для российских продюсеров, по его словам, эта платформа — основной источник монетизации.

По мнению собеседника «Вечерней Москвы», кинотеатры будут ставить свои условия показа картин.

— Если какой-то проект уже доступен в Сети, то, пожалуй, никто не будет брать его в прокат, что объяснимо. Вопрос в другом: мало найдется людей, которые в постэпидемиологический период захотят наведаться в места массового скопления людей. В Китае открыли кинотеатры, но люди не побежали туда сломя голову, так как каких-то особенных премьер нет, да и в зрителях еще живет страх заразиться, — пояснил эксперт.

Фото: pixabay.com

Останутся сильнейшие

Что же касается прогнозов относительно возобновления рынка кино, Березин убежден, что как минимум 25–30 процентов кинотеатров не смогут пережить кризис.

— Кинотеатры откроются только тогда, когда все ограничительные меры будут сняты. На это уйдет очень много времени. Скорее всего, посетить премьеру граждане смогут уже осенью. Все также будет зависеть от громких новинок — как мировых, так и наших. Не каждый участник рынка сможет протянуть так долго, и банкротство отдельных компаний — неизбежный процесс, останутся лишь стойкие, — сказал эксперт.

Заморское подавай

А вот заманивать зрителя, считает председатель ассоциации, кинотеатры будут все-таки голливудским кино, которое принесет хоть какую-то прибыль. Российские продюсеры же не захотят пока рисковать, дав возможность зрителю и компаниям раскачаться. Более того, все дистрибьюторы, заметил Березин, будут ждать открытия большей части регионов и вряд ли будут выпускать кино раньше времени.

— Это только кажется, что после открытия у нас накопится огромное количество фильмов и мы только и будем успевать их показывать. Никто из дистрибьюторов не хочет быть первым, ожидая масштабных новинок из-за океана. А если их не будет, а кинотеатр открылся, то смысла в этом нет, так как нечего показывать, доход отсутствует, а арендодатель начнет требовать деньги от предпринимателя. Вот тебе простая схема разорения. Открытие все-таки станет еще большей ношей и испытанием, чем пандемия, — подчеркнул специалист.

Что касается персонала кинотеатров, который лишился основного заработка из-за простоя, их судьбу в частном порядке решают сами владельцы учреждений.

— Понятное дело, что каждый добросовестный владелец пытается сохранить коллектив, в особенности это касается ценных кадров. Но сокращений не избежать, кто как может, оплачивает минимально период простоя, но бюджет у владельцев не бесконечный, — констатировал аналитик.

Именно по этой причине ассоциация владельцев кинотеатров совместно с крупнейшими киносетями страны инициировала включение в перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса COVID-19, деятельность по демонстрации кинофильмов. Эксперт убежден, что этот шаг поможет с меньшими потерями игрокам сохранить свои позиции и не обанкротиться.

Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>

Читайте также:

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 29 апреля

Названы специалисты, у которых не будет проблем с работой после выхода из режима самоизоляции

amp-next-page separator