Счастливая судьба «Василия Теркина»
78 лет назад, 4 сентября 1942 года, в газете Западного фронта «Красноармейская правда» началась публикация первых глав поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского.
«Книга про бойца» (таково другое название поэмы) была адресована всем, разделявшим с Твардовским тяготы фронтовой жизни: писатель сам прошел Великую Отечественную военным корреспондентом на Юго-Западном и Третьем Белорусском фронтах.
Читательский успех был быстрый, оглушительный и вышел широко за пределы линии фронта. Поэму читали вслух — в землянках, в окопах, в тылу, перепечатывали центральные издания. Автору писали трогательные послания, которые часто начинались извинениями за неуклюжий слог, за непривычку к письму.
В 2015 году одно издание провело социсследование, по результатам которого цитата из «Василия Теркина» вошла в сотню самых популярных в России поэтических строк.
«Теркин» — казалось бы, так плотно «приуроченный» к определенному историческому периоду, стал шедевром на все времена. Поэма написана хореем, а это самый «народный» размер. Четырехстопный хорей, к примеру, у частушек. Имя главного героя интуитивно выбрано тоже очень звучное и запоминающееся: полным тезкой Василия Теркина был персонаж одноименного бестселлера Петра Боборыкина, суперпопулярного писателя в царской России.
Любопытно, что Твардовский об этом ничего не знал. И композиция поэмы обрекает ее на успех: каждая глава — отдельная новелла. «Теркин» — это, как бы мы сейчас сказали, «сериал-альманах», очень удобный жанр: можно начинать читать (или перестать читать) на любом месте. В войну этот принцип построения объяснялся просто: читательсолдат мог не дожить до следующей главы, ему была нужна завершенная история.
Как признавался сам Александр Трифонович, работа над «Теркиным» была для него лучшим терапевтическим средством: «Книга про бойца» в годы войны бы-ла для меня истинным счастьем — она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения.
Конечно, энергия души, которую вкладывал автор в свое произведение, передавалась и передается читателю.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Варламов, ректор литературного института им. А.М. Горького:
— Вклад Александра Твардовского в русскую литературу колоссален. Он отстаивал интересы журнала «Новый мир», защищал авторов, боролся с цензурой и обладал удивительным талантом, создавшим в том числе «Василия Теркина». Гениальное сочетание бережного внимания к людям и поэтического чутья помогли ему создать «универсального» героя, который смог завоевать любовь миллионов читателей.
Читайте также: Дочь автора «Василия Теркина» рассказала, как отец отмечал день рождения