Фото: Shutterstock

Изгнать маркет-демона: как не переплатить за желанные товары в «Черную пятницу»

Финансы

С 23 на 24 ноября стартует «Черная пятница», которая продлится целых три дня. Продавцы привычно ожидают небывалый спрос на свои товары. Однако, по прогнозам маркетологов, их надежды могут не оправдаться. Подробности выясняла «Вечерняя Москва».

Недавнее заявление экспертов Роскачества предвкушение выгодных покупок многим, конечно, подпортило. «Из-за накрученных скидок и инфляции в черную пятницу есть высокий риск переплатить, а не сэкономить», — крупными буквами сказано на сайте ведомства, защищающего права потребителей. Наверняка и до этого сообщения подозрения у жаждущих сэкономить были… И вот буквально за неделю до старта прилетело, как в сказке откровение: «А король-то голый!»

Нарисованный ценник

Витрины магазинов уже пестрят жизнерадостными «цены пополам», а то и вовсе «минус 90 процентов», то есть почти даром. Соблазняют, слов нет. Между тем, аналитики еще по итогам прошлогодних ноябрьских распродаж отметили тенденцию не к снижению цен, а к резкому уменьшению скидок в количественном и процентном соотношении. Так, по данным Роскачества, 23 процента компаний в черную пятницу 2022 года вообще цены на свои товары не понижали. Хотя в марафоне распродаж участвовали.

Не стоит, по мнению руководителя проекта финансовой экспертизы Ольги Вяльшиной, ожидать увеличения объема скидок и в этом году. По ее прогнозам, уже за месяц, остающийся до черной пятницы, цены могли вырасти из-за инфляции и роста издержек у бизнеса: «в условиях сжимающейся прибыли продавец не будет готов предоставить скидки в сезон распродаж». Но вот она, «пятница» уже на носу. И хочется… не переплатить. Чтобы этого не случилось, руководитель центра цифровой экспертизы российской системы качества Сергей Бодров советует контролировать изменение цены определенного товара, продающегося на онлайн-площадках.

Сделать это можно с помощью специальных расширений для браузера или торговых агрегаторов. «Но лучше делать скриншоты или даже записывать цены, поскольку в период распродаж агрегаторы сознательно могут отключать функции мониторинга цены», — предупреждает он. Такой подход поможет определить, действительно ли онлайн-магазин предоставляет скидку или же цена до распродажи была искусственно завышена, а затем снижена. Причем совсем не факт, что скидочная цена будет меньше или равной обычной цене, — объясняют эксперты Роскачества. «Она может быть и больше регулярной цены, ведь продавец надеется на то, что большинство покупателей не отслеживают динамику цен, а обращают внимание только на плашку «скидка». Если на момент распродажи цена выбранного товара действительно ниже той, которую вы зафиксировали ранее, тогда покупку можно осуществить. Желательно предварительно проверить стоимость такого же товара в других магазинах. Ведь нередки случаи, когда аналогичный товар без скидки продавался дешевле у другого продавца», — говорится на сайте ведомства.

— Мониторинг прошлых лет по ряду товарных категорий и онлайн-услуг показал, что продавцы в сезон распродаж на самом деле «рисуют» ценники, — комментирует экономист, маркетолог Андрей Демин. — Четкая инструкция представителей Роскачества сродни удару под дых желающим заработать, впаривая людям никчемный, залежалый товар, да еще по неадекватной цене.

Нас не обманешь

Учитывая, что многие магазины открыли распродажный сезон, не дожидаясь официального начала «черной пятницы», решила проверить совет экспертов Роскачества на одном из популярных у москвичей маркетплейсов. Я там зарегистрирована как постоянный покупатель, вроде бы мне положены какие-то скидки за регулярные покупки. Правда, разобраться, сколько и когда, так и не смогла. Но сейчас, едва вошла на сайт, монитор заиграл яркими красками: «День шопинга! Распродажа уже началась!» Глядя, как снижены цены, кажется, что попала на аттракцион неслыханной щедрости. Вот, например, дуршлаг пластиковый для мытья круп и ягод. В хозяйстве пригодится.

Нынешняя цена — 584 рубля. Над ней, зачеркнутая красной линией, чтобы позаметнее, значится якобы его реальная, дораспродажная стоимость — 2 тысячи рублей. Повышенной наивностью я не отличаюсь, и поверить, что кусок дырявой пластмассы может реально потянуть на эту сумму, никак не могу. Но проверяю, забив в поисковике номинацию аналогичного товара: средняя цена — от 75 до 190 рублей.

Дороже — уже с какими-то дополнительными девайсами. Дальше листаю предложения в категории «женская одежда». Милый костюм из легкого трикотажа нынче предлагается приобрести за 2747 рублей. Ну, так себе вещица. Однако прежняя цена указана аж 9900! Чтобы ничего не напутать, копирую артикул и данные производителя. На другой торговой онлайн-площадке нахожу абсолютно такой же за 1500, причем без учета всяких скидок. Но тут на экране появляется реклама товаров для животных. Пуходерка, а попросту чесалка для кошек и собак, предлагается за 251 рубль, против зачеркнутой щедрым продавцом тысячи. Точно такую я купила своему коту пару недель назад в обычном магазине за пару сотен… Но «вишенкой на торте» распродажи на известном маркетплейсе стали погремушки для малышей. 733 рубля за простенькую, по мнению продавца, — это почти даром, раз указано, что стоила она почти 6 тысяч. Глазам не верю, но вот же, сияют зачеркнутые цифры — 5805 рублей! А реальная стоимость, между прочим, не дотягивает до полусотни.

Если раньше феномен ажиотажа покупательского спроса объяснялся целым рядом социальных факторов, то сегодня, судя по опросам, народу страх пропустить что-то важное, как говорится, до лампочки.

Так, по данным недавнего опроса исследовательского центра сервиса по трудоустройству SuperJob, за три последних года количество россиян, которые считают скидки в «черную пятницу» обманом, возросло на четверть. Уверены в том, что в сезон распродаж продавцы реально снижают цены, лишь 9 процентов респондентов. Причем 71 процент опрошенных сказали, что не планируют приобретать товары в «черную пятницу».

Исследовали настрой российских шопоголиков и аналитики популярной поисковой интернет-системы. По их данным, 65 процентов потенциальных покупателей специально готовятся к распродаже, причем подавляющее большинство из них подходят к этому с максимальной ответственностью и, следуя советам экспертов, предварительно составляют список необходимых товаров и сравнивают на них цены у разных продавцов. Причем эксперты разделили покупателей на три условные группы. В самую большую вошли массовые потребители, предпочитающие в «черную пятницу» приобретать привычные для них товары, если стоимость реально будет снижена. Любители распродаж, склонные к спонтанным покупкам, составляют всего 17 процентов. Но и они, несмотря на доверие к «черной пятнице», внимательно изучают условия покупки: размер кешбэка, суммирование скидок, например. Постепенно растет и число еще одной группы — рациональных покупателей. Для них, утверждают авторы исследования, помимо цены и размера скидок, важную роль играет репутация продавца.

Изгнать маркет-демона

Может, сезон распродаж, традиционный в преддверии новогодних праздников, и рискует провалиться, однако в том, что повышенная бдительность и осторожность большинства покупателей отправит в нокаут всю систему распродаж и скидок, маркетологи не уверены.

— Народ, конечно, будет осторожничать, но легкомысленных и доверчивых покупателей предупреждения экспертов не остановят, — считает менеджер по продажам одной из столичных торговых сетей Сергей Кудрявцев. — Заманчивые предложения от различных магазинов, работающих в онлайн-пространстве, регулярно появляются в течение года, они давно не ограничиваются днями традиционных «черных пятниц». И, как показывает статистика, система скидок, бонусов и акций в целом продолжает оставаться популярной.

Действительно, согласно опросу, проведенному среди клиентов российских банков, 81 процент пользуется различными программами скидок продуктовых магазинов, а 53 процента используют систему скидок при покупке обуви и одежды.

К слову, в мегаполисах доля людей, использующих разные кешбэки, при которых часть затрат за покупку банк возвращает на карту деньгами или бонусами, особенно велика.

— Бонусы аналогичны азартным играм, — считает социальный психолог Илья Суровцев. — А если учесть, что шопинг для многих стал одним из вариантов приятных развлечений и даже психологической разгрузкой, «подсевших» на собирание различных скидочных купонов в целом, конечно, становится больше. Да и число шопоголиков в стране явно не уменьшается.

Буквально на днях в сети распространился пост молодого человека из Подмосковья, уставшего от того, что его супруга прожигает деньги на онлайн-покупках. Мужчина предложил создать некий центр реабилитации зависимых от маркетплейсов. И что бы вы думали? Желающих под держать идею оказалось великое множество. Одни предлагают проводить акции с торжественным выбрасыванием в костер нераспечатанных посылок с покупкой, другие и вовсе — проводить обряд изгнания маркет-демона.

Но то, что принцип покупок решительно меняется даже у шопоголиков, очевидно. Вместо посещений больших торговых центров приходит привычка пользоваться торговыми интернет-площадками, объединяющими сразу нескольких продавцов самых разных категорий товаров. По словам маркетолога Олега Анисимова, в столице этот тренд укрепился еще во время пандемии. Москва в плане развития электронной коммерции лидирует среди регионов страны.

— Это удобно: можно купить все, что тебе нужно, да еще и с доставкой на дом, — говорит он. — При дефиците времени онлайн-шопинг имеет все перспективы стремительно развиваться и в дальнейшем. К тому же, сидя дома за компьютером, легко сравнить цены, выбрать продавца, где интересующий товар стоит дешевле, да еще и изучить отзывы о нем у других покупателей.

Собственно, это именно то, к чему призывает Роскачество: следить за ценами. С другой стороны, нельзя забывать, что, как в случае и с «черными пятницами», низкая цена — это далеко не всегда качество. А проверить как? Ведь через монитор вещь не пощупаешь, из чего и как она скроена.

Этот огромный минус онлайн-покупок оброс огромным количеством смешных и печальных историй. «Повелась на рекламу кожаных сумок, — пишет в разделе отзывов одного из маркетплейсов москвичка Татьяна Р. — Скидки были ого-го, цены практически пополам. Заказала. В итоге получила посылку с надписями на скотче «упаковано с любовью». Открываю, а там сумка непонятного цвета, причем из кожи лишь детали, а остальное — жуткий брезент. От обиды плакала». «Сосед мой заказал детям надувной бассейн по дешевке, — отвечает участник обсуждения Константин. — Так он сезон не прослужил — протек, уничтожив на даче весь газон».

«Покупаю по скидкам по интернету реально все, что понравится, кажется — дешево, а в итоге мало того, что выливается в кругленькую сумму, половина оказывается барахлом», — признается Елена Скворцова. «Я такая же, — откликается еще одна любительница скидок Полина. — У меня купонов всяких полно, уже панически боюсь их просрочить. В результате за лето напокупала всякой ненужной ерунды тысяч на двадцать».

— Прежде чем купить вещь, спросите себя, насколько она вам нужна и что вы будете с ней делать, — советует психолог Людмила Федотова. — Ведь то, что на нее скидка, еще не значит, что ее обязательно нужно приобрести. Повальный, спонтанный шопинг всего и вся захламляет не только дом.

Недаром же говорят: что у вас в шкафах, то и в голове. Научитесь определять, что вам по-настоящему нужно и чего хочется. Поверьте, этот навык пригодится в жизни не только при совершении покупок. Разумный совет. А накануне «черных пятниц» — манящих, дразнящих и соблазняющих — еще и очень своевременный. Пусть он поможет вам приобрести с выгодой то, что доставит удовольствие, а не глубокое разочарование.

КСТАТИ

По данным социологических опросов, мужчины раскошеливаются в интернет-магазинах на большие суммы, нежели женщины. Эксперты объясняют это тем, что представители сильной половины человечества приобретают в сети товары из более дорогой ценовой категории: электроника, бытовая техника... Дамы, хоть и совершают покупки онлайн чаще мужчин, тратят деньги в основном на одежду, косметику и продукты питания. При этом среднестатистическая жена проводит на сайтах маркетплейсов вдвое больше времени, чем ее благоверный. Поэтому и спонтанными покупками грешат в основном женщины.

amp-next-page separator