Алексей Емельянов: Уверен, нашим последователям и через 300 лет будет что оберегать
В Москве, городе с богатейшей историей, огромное количество памятников архитектуры, и с каждым годом их количество растет. Только за последние два года к столичным объектам культурного наследия добавили 138 зданий. Кто помогает их выявлять и сохранять, а также почему важно смотреть на город глазами юных москвичей-художников, в интервью «Вечерней Москве» рассказал и.о. руководителя столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
— Алексей Александрович, на площадке Московского урбанфорума в «Лужниках» проходила выставка рисунков участников конкурса «Наследие моего района». Судя по работам, у детей — полная творческая свобода, им вовсе не обязательно изображать старинные здания и классические памятники. Конкурс проводится не первый год. Удавалось ли ребятам чем-то вас удивить?
— Конкурс детского рисунка «Наследие моего района» в этом году мы провели в юбилейный, пятый раз. За все 5 лет нам прислали больше 12 тысяч работ. Честно говоря, когда мы только организовали этот конкурс, я очень волновался — переживал, будут ли дети вообще в нем участвовать, и если будут, что станут рисовать. Думал: Кремль, Арбат, Большой театр, ну или еще что-то такое открыточно-знаковое — и на этом, пожалуй, все. И как же я рад, что ошибался. Каждый раз ребята присылают нам всю палитру московских памятников — от старинных усадеб до современных арт-объектов. Одна из участниц, например, вдохновилась скульптурой в виде астероида, которая находится под козырьком дома 64 на улице Усачева в Хамовниках. Пусть слово «наследие» в названии конкурса никого не смущает. Ведь нам важно, чтобы ребята через рисунки показали места, которые они сами считают достопримечательностями своих районов. На практике это может быть и недавно построенный храм, и «Семейство бобров» из Парка Света в Бибиреве.
— В рамках урбанфорума презентовали журнал для детей и подростков «Привет, Москвовед!». Почему вы решили запустить такой проект?
— Да, действительно, в этом году мы решились на такой «отчаянный» шаг, ведь в своей работе по популяризации культурного наследия мы стараемся охватить все возрастные группы москвичей. Для участников проекта «Московское долголетие», например, у нас есть отдельный цикл лекций и экскурсий по памятникам архитектуры. Обычно они проходят весной, в Дни исторического и культурного наследия.
Наш молодежный форум «Наследие» ориентирован на студентов высших учебных заведений. Для будущих реставраторов, которые учатся в колледжах, в этом году во второй раз пройдут соревнования по профмастерству в рамках выставки, посвященной импортозамещению в области культурного наследия.
Есть у нас мероприятия и для школьников. Те же экскурсии, которые мы специально для них организуем в Дни наследия, или археологические раскопки в ландшафтном парке «Митино».
Мы, видя большой отклик, решили сделать тематический журнал для детей. Первый номер пришелся на лето, поэтому, чтобы совместить приятное с полезным, мы сделали акцент на парках. До конца года планируем выпустить еще три номера.
— А в целом насколько тема сохранения наследия интересна современным школьникам да и остальным москвичам?
— По моему глубокому убеждению, наш общий и самый главный враг — безразличие. Поэтому мы стараемся увлечь историей, архитектурой Москвы как можно больше людей. И хочу сказать, что интерес растет. Мы это видим и по конкурсу «Наследие моего района». Если 5 лет назад мы получили 500 рисунков, то в этом году — 3500 работ. Еще один показательный проект, который мы реализуем совместно с Колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, — Школа реставраторов. В прошлом учебном году мы набрали рекордное число учеников и выпустили 27 человек. Конечно, нам важно привлечь в профессию как можно больше талантливых ребят. Для этого мы не просто рассказываем, а показываем богатство культурного наследия нашей столицы. Участники проекта посещают реставрационные мастерские, где под руководством опытных педагогов и мастеров учатся работать с лепниной, живописью, деревянными элементами.
— У вас есть помощники — волонтеры Мосгорнаследия. Я сама видела, как они приводили в порядок один из памятников. Причем это было в понедельник, в первой половине дня. И, если честно, я была удивлена, что многие пришли в свой выходной или отпуск. Чем вы их так зацепили?
— Наши волонтеры — наш золотой фонд. Они всегда оперативно и с энтузиазмом включаются во все проекты, будь то профилактический уход за памятниками, в том числе некрополями, или мониторинг табличек с QR-кодами, которые висят на объектах культурного наследия. У нас уже сформировался волонтерский корпус, в него вошли больше 150 человек абсолютно разного возраста. И нам важно, чтобы им самим было интересно с нами работать. Приглашаем их на самые разные объекты — например, к Дню археолога они привели в порядок участок стены Белого города на Хохловской площади и стеклянную витрину в Малом Златоустинском переулке, под которой находятся фрагменты фундамента старинной церкви Николая Чудотворца. Предлагаем попробовать себя в чем-то новом — например, поработать с мозаикой, монументальной скульптурой или побыть координатором во время наших исторических экскурсий.
— Чтобы стать волонтером Мосгорнаследия, надо обладать какими-то особыми знаниями?
— Конечно нет. Все особые знания, навыки приобретаются на месте. Главное — это неравнодушное сердце, горящие глаза и готовность не только словом, но и делом помочь нам в сохранении наследия. Поэтому, если кто-то из читателей «Вечерней Москвы» захочет присоединиться к команде наших волонтеров, мы будем только рады. Связаться с нами можно по почте и в соцсетях. Кроме того, мы размещаем анонсы своих акций на платформе Добро.ру.
— Один из волонтеров рассказал, что еще он занимается выявлением объектов культурного наследия. Как это происходит и сколько всего объектов пополнили реестр памятников Москвы за последние год-два?
— Выявление и учет объектов культурного наследия — важная часть работы нашего департамента. Сейчас в Москве насчитывается более 8,5 тысячи памятников архитектуры, и этот список, в том числе благодаря неравнодушным жителям столицы, постоянно расширяется. За последние 12 лет под охрану взято свыше 1000 памятников, из них 138 — за последние два года. При этом у нас нет задачи выявить, например, в этом году на 20 процентов памятников больше, чем в прошлом. Мы внимательно рассматриваем каждую заявку. Есть определенные критерии, которые позволяют понять, достоин ли объект стать памятником истории и культуры. Среди наиболее важных — уникальность и подлинность.
Из тех памятников, которые взяли под государственную охрану в прошлом году, могу выделить бывший доходный дом Мальцева архитектора Жерихова на Новой Басманной улице.
Здание отличается уникальным декором в стиле модерн. Его главный фасад оформлен масками и изысканными растительными элементами. Еще один интересный объект — Дом моделей на Кузнецком Мосту, построенный по проекту архитектора Адольфа Эрихсона в начале прошлого века. Изначально он предназначался для мехового магазина и фабрики Торгового дома Алексея Михайлова. Также статус объекта культурного наследия присвоили главному дому городской усадьбы в Сеченовском переулке.
Здание включили в программу «1 рубль за 1 квадратный метр», уже идет разработка проекта его реставрации. В этом году мы взяли под охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия жи- лой дом Скворцова в Староконюшенном переулке. Это интереснейший особняк в стиле эклектики, построенный по проекту архитектора Анатолия Остроградского. Здание отличается разнообразным лепным декором на фасадах и имеет большую мемориальную ценность, связанную с именем известного московского коллекционера Дмитрия Ивановича Щукина, который жил здесь почти 20 лет.
— Памятником архитектуры может быть жилой дом. Сколько таких зданий в Москве, как их оберегают и сохраняют?
— Всего в городе под охраной около 380 многоквартирных жилых домов. Работа с ними всегда непростая. Приходится учитывать пожелания жильцов. А все люди разные. Кому-то и вовсе не нужна реставрация, человек просто хочет, чтобы работы прошли побыстрее, чтобы никто не мешал, не пылил. Кроме того, одно время были проблемы в области законодательства. В Жилищном кодексе прописано проведение ремонта и капитального ремонта, никакой реставрации не предусмотрено. Но в Москве огромное количество жилых домов с богатейшей лепниной, живописью, мозаикой, со скульптурами — как с ними быть? И вот несколько лет назад мэр Москвы принял решение о выделении субсидии на проведение реставрационных работ. Теперь, если в каком-то жилом здании есть архитектурные элементы, например лепной декор, барельефы, витражные окна, художественные ограждения балконов и парапетов, которые входят в предмет охраны, город выделяет средства на их реставрацию. И мы видим отличные результаты.
В прошлом году привели в порядок 15 многоквартирных домов, обладающих статусом объектов культурного наследия. В этом году капитальный ремонт и реставрация проводятся еще на 15 домах-памятниках. Среди них — знаменитый Дом со зверями на Чистопрудном бульваре.
— На портале проекта «Активный гражданин» идет голосование за лучший отреставрированный объект культурного наследия по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». Сколько всего памятников она помогла спасти?
— В программу «1 рубль за 1 квадратный метр» включены 33 объекта, из них 22 уже отреставрированы, остальные сейчас в работе. Напомню, как все происходит. Город выставляет объект культурного наследия на аукцион, на нем разыгрывается начальная ставка арендной платы. Причем она получается достаточно высокой: за основу берется рыночная стоимость, которая еще подрастет во время торгов. Победитель аукциона будет выплачивать эту сумму, пока не приведет памятник в порядок. Подчеркну: льготная ставка аренды — рубль за квадратный метр — начинает действовать только после завершения реставрации.
Программа интересная, но непростая, потому что по ее условиям на торги выставляют аварийные объекты культурного наследия. Тем не менее большинство из них уже восстановлены и имеют награды конкурса «Московская реставрация».
Это говорит о том, что инвесторы и собственники памятников относятся к ним с огромным вниманием. Из тех объектов, что сейчас находятся в работе, хочу отметить здание в 1-м Павелецком проезде. Это водоемная башня, построенная в 1898 году в так называемом кирпичном стиле для железнодорожной станции. Удивительный памятник промышленной архитектуры, который стоял и разрушался, но, к счастью, нашлись люди, готовые вложиться в его восстановление.
Сейчас дорабатывается проект реставрации и приспособления башни к современному использованию. Она будет открытой для посетителей: внутри сделают выставочное пространство.
— Восстановленные памятники нередко становятся новыми точками притяжения людей. Все мы знаем дом культуры «ГЭС-2», центр «Зотов», гастрокварталы «Депо». Появятся ли новые подобные площадки в ближайшие пару лет?
— Мы видим, что вовлечение памятников архитектуры в социально-экономическую деятельность — это тренд последних лет. Действительно, есть уже много успешных примеров.
Говоря о новых точках притяжения, которые появятся в ближайшие пару лет, с ходу могу назвать два знаковых проекта. В гараже грузовых машин, построенном на Новорязанской улице в 1931 году по проекту архитектора Константина Мельникова, сейчас идут активные работы.
В потрясающем памятнике конструктивизма в следующем году откроется Музей транспорта Москвы. Здание Центрального телеграфа на Тверской улице — интереснейший объект, который жил и развивался вместе с нашим городом.
Помню с детства, что к большим праздникам его всегда украшали, по вечерам включали праздничную иллюминацию, которая просто поражала мое воображение. Уверен, что к концу 2025 года, когда завершится реставрация, в городе появится еще одно удивительное место с публичной функцией.
— Проекты реставрации утверждают перед началом работ, но иногда специалисты уже на месте делают открытия, которые меняют представление об историческом облике памятника. Можете рассказать о реставрационных находках, которые внесли коррективы в изначальные проекты?
— Действительно, сначала проводятся исследовательские работы, потом проектные и только после этого реставраторы, которые имеют лицензию от Министерства культуры, приступают непосредственно к восстановлению памятника. Удивительно, но интереснейшие находки случаются в том числе на объектах, которые, казалось бы, исследованы вдоль и поперек. Например, в Преображенском соборе Новоспасского монастыря уже при производстве работ реставраторы обнаружили редкую живопись XVIII века. Теперь она будет законсервирована.
Или, например, городская усадьба Алексея Бахрушина, в которой вот уже 129 лет работает театральный музей. Только сейчас при реставрации кабинета Бахрушина на стене под слоем краски обнаружили уникальный живописный фриз с фламинго и цаплями. В холле под лестницей найден фрагмент обоев. По мнению реставраторов, на холсте в виде Арлекина изображена голова Петра Ярцева, известного во времена Бахрушина критика. Над лестницей обнаружили цельную композицию с театральными масками и позолоченной арфой.
Также во время работ открыли подлинную металлическую стену с набивным посеребренным рисунком чертополоха — знаковым цветком для семейства Бахрушиных. Как только реставрация закончится, музей откроют для посетителей, и все смогут увидеть эту красоту.
— До конца сентября проходит первый фестиваль «Усадьбы Москвы». В чем его главная цель?
— На территории нашего города более 300 усадебных ансамблей — великолепных комплексов старинных зданий. Большинство из них (около 250) — это городские усадьбы, расположенные в историческом центре Москвы. Также у нас есть бывшие загородные имения: 73 крупных усадебных парка, среди которых Царицыно, Кузьминки, Остафьево и Покровское-Стрешнево. Задумывая фестиваль, мы хотели показать жителям и гостям столицы удивительный мир русской усадьбы конца XVIII — начала XIX века. К мероприятию присоединились 15 исторических площадок, в том числе усадьбы Свиблово, Воронцово, Кусково и другие. Мы постарались, чтобы было интересно посетителям всех возрастов. В определенный день каждый из архитектурно-парковых ансамблей представляет свою программу. В нее входят литературные чтения, лекции, иммерсивные спектакли и мастер-классы. Большинство мероприятий можно посетить бесплатно по предварительной регистрации.
— Вот вы уже сказали, что Москва богата усадьбами. В каком они находятся состоянии, какие из них, может быть, реставрируют прямо сейчас?
— За последние 13 лет мы привели в порядок более 60 объектов. Это абсолютно разные усадьбы. Среди них, например, бывшая загородная резиденция Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево. Или, например, классический пример городской усадьбы — усадьба Андрея Сытина.
Небольшой деревянный домик в Сытинском переулке уцелел в пожаре 1812 года, дожил до наших дней и отреставрирован по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». Еще один удивительный деревянный особняк, восстановленный несколько лет назад за счет городского бюджета, — главный дом усадьбы Варвары Петровны Тургеневой на Остоженке. Кстати, сейчас завершается разработка проекта реставрации небольшого флигеля усадьбы. Это тот самый дом, где жил дворник Герасим, ставший прототипом героя в романе Ивана Тургенева «Муму».
Всего сейчас в работе почти 70 усадеб. В Большом дворце Кускова в ближайшие годы начнут восстанавливать интерьеры. В Покровском-Стрешневе приводят в порядок комплекс исторических зданий. В разгаре реставрация московского шедевра — усадьбы «Останкино». На северо-востоке столицы по заказу правительства Москвы ведется разработка проекта сохранения усадьбы «Виноградово». Каждый из этих объектов заслуживает отдельного внимания. Поэтому после реставрации они обязательно станут частью наших туристических маршрутов, фестивалей и других культурно-исторических программ.
— Москву XIX века невозможно представить без купеческих особняков. На ваш взгляд, есть ли сейчас какие-то современные здания, сооружения, которые будут представлять Москву XXI века через 100–200 лет?
— Конечно есть. В прошлом году я с огромным удовольствием прочитал интервью одного из руководителей московского Строительного комплекса, и он сказал, что город смотрит вперед на 100 лет, а московские строители строят здания на 500 лет и больше. Поэтому я уверен, что нашим последователям и через 100, и через 300 лет будет что оберегать, не давать сносить, реконструировать… А чтобы понять, что именно возьмут под государственные охрану уже через 20–50 лет, с удовольствием приглашаю всех в следующем году на выставку работ участников шестого конкурса детского рисунка «Наследие моего района». Как мы знаем, юные художники не всегда изображают классические памятники, это могут быть яркие образцы современной архитектуры. Посмотрим на них и вместе ответим на этот вопрос.
ДОСЬЕ
Алексей Александрович Емельянов родился 19 октября 1972 года в Москве. Охраной памятников столицы занимается с 1990 года. В 2006–2007 годах при участии Емельянова впервые в России ввели в эксплуатацию городские автоматизированные информационные системы: Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план Москвы. В 2011 году Алексей Александрович стал председателем рабочей группы Комиссии при правительстве столицы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. Департамент культурного наследия Москвы он возглавил 27 июня 2015 года.
ВАЖНО
На портале «Узнай Москву» есть онлайн-гид «Усадебное кольцо Москвы». В него вошли бывшие загородные владения, которые сейчас располагаются в черте столицы. Это маршрут выходного дня. Чтобы увидеть больше локаций, лучше путешествовать на машине. Еще один маршрут, «Москва усадебная-городская», знакомит с дворянскими домами.