Из Берлина до наших дней
Сюжет:
«Вечерке» — 100 летЕдинственный сохранившийся в мире метровагон типа В восьмидверной модификации будет представлен в основной экспозиции Музея транспорта Москвы. Он уже занял свое место в гараже Мельникова на Новорязанской улице. «Вечерняя Москва» узнала историю экспоната.
Конкретно этот вагон выпустили в 1927 году на немецком заводе «Буш». В Берлине его относили к типу С1.
В местном метро он курсировал до конца апреля 1945 года. Уже после Великой Отечественной войны этот и другие вагоны по репарации доставили в СССР, где все они получили новое обозначение — тип В.
— Дело в том, что в первые послевоенные годы в связи с увеличением протяженности линий Московского метрополитена и ростом пассажиропотока потребовалось пополнение парка подвижного состава, — рассказала директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко. — И параллельно с организацией постройки новых моторных вагонов типа Г было решено дополнить парк немецкими метровагонами.
На линии московского метро они вышли в 1947 году.
— В Москве наш вагон первое время служил в качестве прицепного, — уточнила Бондаренко. — В декабре 1948 года его модернизировали и уже как тип В-4 отправили на Горьковско-Замоскворецкую линию.
В московском метро он прослужил около 20 лет.
В 1968 году будущий музейный экспонат списали, после чего он оказался в депо «Красная Пресня», где использовался как подсобное помещение.
— До реставрации на вагоне отсутствовали обе тележки, была демонтирована большая часть оборудования, — Оксана Бондаренко описала состояние, в котором экспонат достался музею. — При этом полностью сохранился кузов вагона, уцелели многие оригинальные элементы интерьера и экстерьера.
Команда музея, посовещавшись, решила восстановить вагон таким, каким он попал в послевоенную Москву. Сначала привели в порядок внешний облик вагона: заменили покрытие крыши, покрасили кузов и воссоздали недостающие деревянные детали. По сохранившимся в Санкт-Петербурге оригинальным образцам восстановили подвагонные тележки.
Теперь мастерам предстоит вернуть исторический вид интерьеру вагона. Полностью восстановленным посетители Музея транспорта Москвы увидят его в конце 2024 года.
Кстати, восстановить исторический цвет вагона помогли лакокрасочные слои, которые накопились за время его эксплуатации. Интересно, что последние вагоны типа В курсировали по Филевской линии, но только не тот, что оказался в музее. Поэтому сине-голубым он никогда не был.
Знаете ли вы, что во время реставрации в салоне вагона под слоем более поздней обшивки обнаружили таблички о запрете курения, часть схемы берлинского метро, монеты времен Третьего рейха и советского периода.
ЦИФРА
120 метровагонов доставили из Берлина в советскую Москву.