Заведующий отделением неотложной помощи флагманского центра Виталий Зубков в приемной «желтого» потока / Фото: Наталья Шатохина / Вечерняя Москва

Экстренная помощь без потери драгоценного времени

Город

Год назад на базе городской клинической больницы имени В. В. Вересаева открылся первый флагманский центр оказания экстренной медицинской помощи. 22 января, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова подвела итоги работы центра за 12 месяцев. «Вечерняя Москва» рассказывает, как изменилась система оказания экстренной медицинской помощи в столице и какими новыми стандартами руководствуются медики.

Флагманский центр больницы Вересаева работает по новому стандарту экстренной помощи. Корреспондент «Вечерней Москвы» посмотрела изнутри, как это действует на практике.

В теплый тамбур флагманского центра заезжает машина скорой помощи. Во флагмане прибывающего пациента уже ждут. В центр заранее поступает информация о больном, его состоянии, передаются основные жизненные показатели. Врачи транспортируют экстренного пациента. В зависимости от приоритетности оказания помощи бригада выбирает либо левую дверь, к которой ведет красная напольная навигация, либо правую — туда указывают желтая и зеленая стрелки.

— У нас действует система «триаж» (от французского triage — сортировка, отбор). Поступающих пациентов распределяем по зонам: «красные» — которым требуется реанимация или экстренная операция, «желтые» — нуждаются в приоритетном осмотре врачом и «зеленые» — все остальные, — рассказывает заведующий отделением неотложной помощи флагманского центра Городской клинической больницы имени В. В. Вересаева Виталий Зубков.

Тем временем мимо нас по «красному» потоку пробегает бригада медиков скорой, которая очень быстро везет мужчину в реанимацию. Он без сознания. Времени терять нельзя, счет идет на секунды.

По принципу «врач к пациенту»

Тем временем вместе с Виталием Зубковым мы перемещаемся в диагностический зал «желтого» потока. Сюда привозят пациентов, например, при переломе шейки бедра или при необходимости кислородной поддержки.

В «желтой» зоне стоят койки, которые отделены друг от друга специальными ширмами. Каждая койка оснащена многофункциональной консолью, к которой подведены медицинские газы. Через маску или назальные канюли пациентов можно в случае необходимости подключить к прибору, через который подается кислород. Также здесь стоят мониторы, чтобы в режиме реального времени отслеживать параметры ЭКГ, сатурации и давления — они будут измеряться с заданной периодичностью.

По центру отделения — большая стойка, за которой работают врачи и медсестры, все вместе, рука об руку.

— Помощь выстроена так, что все максимально возможные манипуляции производятся у койки больного, — говорит Виталий Зубков. — У нас есть мобильные аппараты УЗИ, ЭКГ. Причем последний интегрирован с ноутбуком, и как только снимаются показания ЭКГ, данные сразу передаются на компьютер, в облачное хранилище, и врач может их посмотреть даже удаленно. Кроме того, все анализы и осмотры мы проводим тут же, на месте. Пациенту теперь не нужно ходить по кабинетам, как это было раньше.

Исключение составляют обследования, для которых необходимо серьезное оборудование и соблюдение определенных норм безопасности при их проведении. В числе таких — рентген, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, эндоскопические исследования.

Отказались от бумаги

Значительно повысить эффективность работы медицинского учреждения позволило не только применение новых принципов оказания экстренной помощи, но и внедрение современных информационных технологий.

Флагманский центр в Городской клинической больнице имени Вересаева стал первым «цифровым госпиталем» столицы, в котором перешли на безбумажный документооборот. И действительно, если оглядеться вокруг, то не увидишь ни одной бумажки. В руках у медиков современные планшеты с доступом к ЕМИАС и электронной медицинской карте пациентов — там хранится вся информация.

— Такие инновационные возможности позволили освободить наших специалистов от рутинных действий и повысить скорость работы с пациентами, — отметил Виталий Зубков.

К слову, сейчас на безбумажный формат работы переходят и другие московские стационары.

«Красная» зона

Есть во флагманском центре и отделение регионального сосудистого центра — к нему через «красный» поток ведет лифт, который поднимается сразу на второй этаж.

— Буквально в двух шагах от лифта — противошоковый зал. Здесь пациентов стабилизируют, проводят срочные обследования, — рассказывает заместитель главного врача по экстренной помощи, руководитель флагмана Сергей Белышев.

Еще в паре метров — ангиографическая операционная. До нее, можно сказать, рукой подать. И это оправдано, ведь при инсульте и инфаркте нельзя терять ни секунды времени, ни сантиметра на дорогу.

— Реанимация есть и на первом этаже, там тоже оказывается помощь пациентам в тяжелом состоянии, но для инфарктов и инсультов мы специально разделили потоки, — поясняет Сергей Белышев. — Такая продуманная до мелочей логистика помогает нам оказывать помощь быстрее и качественнее.

Отличительная особенность «красной» реанимации — тишина, которую нарушают лишь звуки работы медицинской аппаратуры. Даже медперсонал здесь старается говорить шепотом.

— Морально здесь непросто работать, — говорит врач анестезиолог-реаниматолог Анна Губанова. — Ведь хочется помочь каждому, спасти человека, но не всегда это получается.

Рядом с каждой кроватью висит монитор. На него выводятся показатели состояния пациента. Большинство больных — без сознания, на искусственной вентиляции легких.

У одного пульс 105, у другого — 94, у третьего — 80. Если показатели опускаются ниже критических значений, раздается сигнал.

— Это очень громкий, пронзающий до самой глубины звук. Хотите его услышать? — спрашивает Анна.

Я отрицательно мотаю головой в ответ. К такому я не готова.

Анна Губанова добавляет, что оборудование в реанимационном отделении — самое лучшее и современное.

— У нас есть все необходимое, чтобы спасать людей, — отмечает она.

Результат налицо

Новый стандарт экстренной помощи, который применяется во флагманском центре, показал свои первые положительные результаты.

— За год работы центра значительно выросла пропускная способность больницы. До открытия флагмана в приемное отделение поступало 114 пациентов в сутки, после открытия — в среднем 155. Мы видим рост на 40 процентов. При этом время от поступления пациента до первичного осмотра сократилось в среднем в три раза и в настоящее время не превышает 15–20 минут, — отметили в Департаменте здравоохранения Москвы.

В перспективе будет открыто шесть флагманских центров. Уже работают четыре из них — помимо Городской клинической больницы имени В. В. Вересаева экстренных пациентов принимают центры Научно-исследовательского института (НИИ) скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, центра ГКБ № 15 имени О. М. Филатова и центра Боткинской больницы.

В 2024 году на работу по новому стандарту экстренной помощи перейдут все крупные многопрофильные московские больницы.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Почти 50 процентов экстренных пациентов получили медпомощь без госпитализации в течение 2 часов, треть — в срок до 6 часов. Основную долю поступивших за год (38 процентов) составили пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями, у 12 процентов была диагностирована острая хирургическая патология, у 9 процентов — травмы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития:

— Год назад мы открыли первый флагманский центр из шести в Городской клинической больнице имени В. В. Вересаева. Это уникальный, продуманный с нуля в каждой детали медицинский центр. Его концепция заключается в том, чтобы максимально приблизить высокотехнологичную медицинскую помощь к неотложному пациенту. Реализовать такой подход помог новый стандарт экстренной медицинской помощи. А первым работать по нему начал именно этот флагманский центр.

amp-next-page separator