Нацелены на результат: правительство Москвы внедрило новый стандарт подготовки к ЕГЭ
1 февраля в московских школах стартовала подготовка к Единому госэкзамену. «Вечерняя Москва» побывала на занятиях 11-х классов и узнала, как город помогает ученикам достигать успеха.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — серьезное испытание для каждого школьника. Ведь от его результатов зависит, сможет ли выпускник поступить в университет мечты, получить профессию и в будущем заниматься любимым делом.
Чтобы процесс подготовки к итоговому экзамену стал более эффективен, в прошлом учебном году в школах Москвы впервые проводились специальные практикумы.
Суть нововведения состоит в том, что до февраля ученики 11-х классов изучают основную школьную программу, а уже во втором полугодии распределяются на небольшие группы по тем предметам, которые они будут сдавать на ЕГЭ.
— Так гораздо удобнее и самим ребятам, и педагогам, — считает директор школы № 56 имени академика В. А. Легасова Жанна Садовникова. — Ведь кому-то не нужна для поступления физика, зато требуется углубленная подготовка по химии и литературе. В итоге в небольших группах занимаются ученики, которые мотивированы сдать конкретный выбранный предмет на высокий балл.
Жанна Садовникова также отметила, что ведут занятия учителя, выпускники которых каждый год демонстрируют высокие результаты на ЕГЭ и поступают в ведущие вузы страны. Кроме того, педагоги перед началом учебного года прошли дополнительную подготовку и регулярно повышают свою квалификацию.
Углубленное изучение
Пилотный проект в прошлом году показал хорошие результаты — количество 100-балльников выросло, а количество ребят, плохо сдавших экзамены, заметно сократилось.
— Поэтому с этого года было увеличено число школ в проекте. Теперь их 450, — сообщили в Комплексе социального развития Москвы.
Второй год подряд формат практикумов реализуется в школе № 56. 1 февраля в 11-х классах там прошли первые в этом учебном году занятия в небольших группах. Ребята изучали химию, физику и математику.
— Сегодня мы будем изучать постоянную Планка и проводить эксперимент по получению ее числового значения, — рассказывает учитель физики Сергей Малов, обращаясь к школьникам. — А затем будем разбирать типовые задачи ЕГЭ и отрабатывать их решение.
Объяснив ученикам теорию, педагог перешел к практике. Сергей Малов вызвал к доске 11-классницу Арину Кондакову, вместе с которой с помощью специального прибора провел опыт по определению постоянной Планка. Для этого нужно зафиксировать запирающее напряжение для различных частот и длин волн.
— Первая длина волны, которую будем использовать, — светофильтр 635 нанометров, — поясняет педагог.
Задача Арины — отрегулировать ток цепи так, чтобы он был равен нулю. С этим она справляется на «отлично».
— Этот опыт помогает лучше разобраться и наглядно увидеть, что такое фотоэффект, почему он происходит, и экспериментально изучить формулу, которая была предложена Эйнштейном для объяснения фотоэлектрического эффекта, — пояснил учитель физики.
Арина Кондакова будет сдавать ЕГЭ по физике, информатике и профильной математике, а в будущем планирует связать свою жизнь с наукой. Любовь к физике у Арины особенная, ведь ее дедушка раньше преподавал этот предмет.
— Практикумы — отличная идея, — считает школьница. — Мы уже в том возрасте, когда можем делать осознанный выбор профессии, в которой хотим развиваться дальше. А углубленное изучение предметов, которые я сдаю на ЕГЭ, уверена, поможет мне лучше подготовиться и сдать экзамены на более высокий балл.
Опытным путем
В соседнем кабинете учащиеся ставят химические опыты. Учитель Ольга Александрова второй год ведет практикумы для 11-х классов.
— Результаты моих выпускников после внедрения нового формата обучения значительно выросли. А это главный показатель эффективности формата подготовки, — рассказала она.
Мария Гужева будет сдавать ЕГЭ по химии и биологии. Девушка хочет поступить в Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова.
— Мне нравится педиатрия, а если конкретнее, то детская нейрохирургия, — поделилась школьница.
Вместе с другими ребятами в ее небольшой группе на первом практикуме она исследовала гидролиз, определяла среду в растворах веществ.
— Это как раз одно из заданий на ЕГЭ, — пояснила она. — Теперь мне будет проще его выполнить на экзамене.
Результаты улучшаются
Такой формат подготовки к ЕГЭ — это один из немногих проектов, который поддержали все участники процесса — и родители, и дети, и учителя. А реальным опытом с «ВМ» поделился студент юридического факультета МГУ им. Ломоносова Булат Саляхов, который окончил 56-ю школу в прошлом году.
— Результат я увидел уже в апреле на втором пробном экзамене, — рассказал он. — По сравнению с пробником в декабре я смог решить гораздо больше заданий. А на итоговой аттестации написал еще лучше, благодаря чему поступил в престижный университет.
ЦИФРА
7 во столько раз по итогам 2023 года выросла доля учеников, получивших 100 баллов на ЕГЭ по физике. Этого удалось добиться благодаря практикумам.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анастасия Ракова заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития:
— Для наших одиннадцатиклассников стартует ключевой этап подготовки к Единому государственному экзамену — практикумы. Это важная часть нашего проекта, направленного на успешную подготовку к выпускным экзаменам. Главная «фишка» этого учебного года — разделение ребят на три группы в зависимости от их притязаний на результаты экзаменов. Это позволит учителям уделить больше внимания каждому ученику. Мы всегда стараемся обеспечить равные возможности для всех школьников города.