Фото: пресс-служба Центра всестороннего развития детей «Прогресс»

Кружки, технопарки, театры: как растет пространство выбора для детей и подростков

Город

В 2025 году разговор о детстве все чаще начинается не с расписания уроков, а с того, чем дети живут после школы: кружки, секции, технопарки, школьные театры и музеи, турмаршруты, робототехника, медиастудии. О том, как меняется система дополнительного образования, какие возможности уже сегодня есть у детей и какие изменения в приоритете на ближайшее будущее, мы поговорили с директором Центра всестороннего развития детей «Прогресс» Юлией Пономарёвой.

— Юлия Александровна, как бы Вы охарактеризовали сегодня состояние и возможности системы дополнительного образования детей?

— У ребенка в любой точке страны стало больше реальных площадок, куда можно прийти и попробовать себя. Сегодня у нас работают 464 детских технопарка «Кванториум», из них 329 — на базе школ. «Точки роста» при школах охватили все села и малые города, есть 329 центров цифрового образования «IT-куб», 30 «Домов научной коллаборации» при университетах, 85 мобильных «Кванториумов. Это лишь часть большой экосистемы, где ребенок может расширить свои предметные школьные знания, заглянуть дальше, попробовать себя в самых разных начинаниях. Даже летом, когда вы отправляете своего ребенка в лагерь, можете быть уверены, что насыщенная программа ожидает его и там. И речь не о том, что в летние каникулы ему не дадут отдохнуть. Наоборот, его отдых сделают максимально увлекательным, он получит навыки ориентирования на местности, безопасности, сам попробует и узнает что такое краеведческие маршруты – реальное, доступное разнообразие.

Например по технической направленности у нас созданы сотни тысяч новых мест, идут свыше ста тысяч программ, в которых занимаются около 2,5 миллионов детей. И это только один крупный блок. Не менее интенсивно растут художественные, спортивные и туристские программы. То, что ещё недавно казалось «привилегией большого города», становится обычной возможностью любого населенного пункта.

А как дополнительное образование «встроено» в жизнь ребёнка и как его воспринимают в стране?

— Мы действительно изучаем опыт образовательных программ, собирая его фактически со всех регионов, это одна из профильных задач Прогресса. Опираясь на это, могу с уверенностью сказать, что мы вышли из стадии «попробуем, если останется время» и пришли к устойчивому тренду «выбираем разное, активно занимаемся тем, что нравится». Для большинства семей кружки и секции — уже понятная часть жизни ребёнка. Родители перестали задавать вопрос «нужно ли вообще». Они выбирают формат с сильным наставником, понятными перспективами и совмещают несколько направлений.

Вокруг школы выросла сеть возможностей: технопарки, центры цифрового образования, «Точки роста», туристско-краеведческие объединения, школьные театры, спортивные клубы, музеи, которые развивают сами учащиеся. Видно, что это уже не набор разрозненных историй, а связанная система, в которой ребёнок двигается шаг за шагом.

— Говорят, сегодня в каждой школе есть свой театр? Так ли это и что это дает системе образования?

—Да это так, сегодня это действительно массовое явление. В реестре — более 41 тысячи театров, причем это не только школы, это и детские садики и колледжи. В этом году их стало больше ещё почти на три сотни. Большие труппы, камерные студии, инклюзивные коллективы, форматы самые разные все зависит от желания и возможностей и они, поверьте активно находятся везде. Наш центр здесь своего рода связующее звено, мы помогаем найти лучшие практики и сделать их доступными любому педагогу или управленцу, кто в этом действительно заинтересован.

Для ребёнка это особое пространство: театр формирует речь, пластику, умение держаться на сцене, появляются привычки работать в команде, уважение к чужой роли. И кстати сами педагоги нам говорят, что это еще одна отличная площадка для живого диалога с детьми, иногда на очень сложные темы, через наглядные примеры, через самовыражение. Вместе с развитием творческих навыков здесь получают свое продолжение уроки литературы, истории и обществознания и это очень ценно.

— Если подвести итог 2025 года: что вы считаете главным для системы дополнительного образования?

— Я бы назвала две вещи. У нас все больше ребят выбирают не один, а сразу два и три направления кружков и секций. Значит у них больше возможностей, значит система работает, ведь мы и добиваемся того, чтобы ребенок шел не «куда получится», а «куда хочется». Кто-то записался на кружок и позвал друзей, где-то сработало родительское «сарафанное радио» или удобные информационные ресурсы региона – неважно как нашли, важно что легко нашли и ходят. И у нас есть отличный механизм узнать какие кружки и организации пользуются популярностью - специальные сертификаты. Система так и называется «система персонифицированного финансирования». Это бесплатный сертификат, который семья приносит в кружок, который им подходит. А затем бюджет оплачивает занятия ребенка. Так бюджетные деньги идут за родителем и ребенком и помогают тем организациям, которые действительно востребованы.

Во-вторых, российская система образования все заметнее соединяет школу и допобразование в одну траекторию. Урок, занятия после уроков, кружки, лагеря, фестивали, творческие и научные объединения – все это в той или иной степени было и раньше, но точек пересечения стало гораздо больше. Задача на следующий год — усилить эту связку: поддержать педагогов, укрепить качество программ и сделать так, чтобы у каждого ребёнка была возможность раскрыться, стать максимально успешным в том, что ему действительно нравится — и такие возможности должны быть в любой точке страны.

Яркий пример – проект развития школьного туризма «1000 маршрутов». База таких маршрутов сегодня превышает уже 2260 различных историко-культурных треков. Составляют их сами учащиеся вместе со своими педагогами. Проходят ребята главу, например, по истории России, тесно связанную с их краем – появляется возможность пройтись по тем самым памятным местам, буквально спуститься со страниц учебника или карты на землю. Ведь наглядно посмотреть всегда интереснее, чем просто прочитать параграф. А тут еще и формат такой спортивный в кругу друзей.

— Какие главные вызовы вы видите на 2026 год?

— Первый — кадровый. Педагог дополнительного образования сегодня работает в очень плотной повестке: воспитание, интересы детей, ожидания родителей. Нужны понятные траектории повышения квалификации, наставничество, условия для профессионального роста. Это одно из основных направлений Прогресса, над которым работают опытные педагоги и научные коллективы.

Второй — качество программ. Важно не только то, что ребёнок куда-то ходит, а что он в результате получает: навыки, проекты, опыт выступлений, первые шаги к профессии. Поэтому мы усиливаем работу с критериями качества и практико-ориентированными форматами.

Третий — сетевое сотрудничество организаций и множество новых партнеров у системы дополнительного образования детей. Это взаимодействия на уровне — школа, колледж, вуз, а также взаимодействие с «соседями» - музеи, театры, культурные центры. Вот таким начинаниям надо давать больше возможностей и больше свободы для взаимодействия.

amp-next-page separator