Ваша Джоконда на себя не похожа, а наша — из скотча
В больнице жизнь течет по расписанию: подъем, процедуры, завтрак, прием лекарств… Здесь даже общение с друзьями – в строго отведенные часы.
- Тоска смертная, – вспоминает свои детские впечатления о больнице руководитель проекта «Другая атмосфера» Дмитрий Гражевич. – Вот мы и решили наполнить воздух позитивом и заодно рассказать ребятам о формах современного искусства.
Время прогулки. Воспитатели выводят на улицу детей небольшими группами – и они тут же попадают на площадку, залитую солнцем и бодрой музыкой.
- Рисовать можно не только цветными карандашами, но и маленькими квадратиками – пикселями. Все же играли в компьютерные игры? – захватывает внимание ребят художница Полина Зотова, предъявляя в доказательство несколько фотографий, на которых запечатлены реальные дома, заборы и даже фонарные столбы, украшенные угловатыми картинками, как будто все они были нарисованы по клеткам в тетрадке по математике. Изображения разные: от котов на прогулке до авторских копий знаменитых шедевров.
- Как-то Мона Лиза на себя не похожа, - критично замечает 13-летний Андрей Манцев.
- Конечно не похожа, - соглашается с ним Полина, - потому что современный художник берет известную картину и рисует ее так, как если бы мы ее рассматривали на экране самого старого мобильного телефона.
Неоднозначное уличное искусство вызывает массу споров, поэтому многие художники, по словам Зотовой, творят под покровом ночи, скрывая лица за масками. Впрочем, маски тоже могут быть средством самовыражения.
- Я хотел сделать маску Бэтмена, но она посложнее, поэтому я сделал себе маску зомби, - говорит 6-летний Матвей Грицай в зеленых «пиксельных» очках на все лицо. С ходячими мертвецами и «лепетянами» (инопланетянами – прим. папы мальчика) на космических кораблях он сталкивался в компьютерных играх.
- И я тебе на второй щеке бабочку нарисую, - говорит Соня Турицина своей подруге Кристине Суховой, которая на левой щеке Сони мягкой кисточкой выводит крылышки и усики насекомого.
Девчонкам по десять лет. Обе любят рисовать. А еще полторы недели назад оказались в одной больничной палате. Так и подружились.
- Когда врачи не видят, дети мажут друг друга зубной пастой или устраивают бои на подушках, - по большому секрету раскрывают «ВМ» больничные тайны подружки, направляясь на соседнюю площадку, где расположился необычный зоопарк.
- Все фигурки животных сделаны из пенопласта в духе супрематизма Малевича, - говорит художница Мила Долман, дорисовывая зебре черный глаз.
Рядом дети, точно маляры, вооружившись валиками и кисточками, разукрашивают верблюда, бегемота, двух черепашек, жирафа и страуса в неожиданно яркие цвета. Совсем скоро клумба у главного входа в больницу заиграет фиолетовыми, бирюзовыми, оранжевыми и другими новыми красками.
- Современное искусство не имеет границ. Приложив фантазию, создать можно все, что угодно, где угодно и когда угодно. В принципе, для этого подойдут любые окружающие нас материалы, - заверяет живописец Дмитрий Алексеев, предлагая ребятам сделать скульптуру… из бумажного скотча.
Три добровольца недоверчиво подходят к основе будущей скульптуры, растянувшейся на пару метров от фонарного столба до золотистого клена. Издалека веревки, обмотанные скотчем, напоминают лежащий на боку макет Эйфелевой башни.
- Залезайте в середину и принимайте любую удобную позу, - командует скульптор Алекссеев.
Ребята становятся спиной друг к другу и поднимают вверх сомкнутые руки. Остальные дети фиксируют позу прозрачной пленкой и начинают плотно обматывать товарищей скотчем.
- Есть целые города, вылепленные из скотча, - говорит Дмитрий Алексеев, оценивая готовность скульптуры. - Причем такие прочные, что в них можно жить.
Впереди – самый ответственный момент.
Аккуратно высвобождая натурщиков из «плена», ребята все вместе приступают к покраске скульптуры. Разноцветные треугольники, следы осенних листьев, брызги звезд – и «Космический полет» готов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мария Москвичева, куратор социально-художественного проекта «Другая атмосфера»:
- Наш проект существует четыре года. С одной стороны, он просветительский, потому что мы знакомим детей с различными направлениями современного искусства. С другой, терапевтический. Ведь уже доказано давно, что искусство обладает «магией» оздоровления: занимаясь творчеством, мы быстрее поправляемся.