На месте работ, которые ведутся по программе «Моя улица», археологи обнаружили редкие предметы старины
На Биржевой площади кипит работа. Сотрудники Столичного археологического бюро изучают подземное пространство под ней. Уникальное место стало предметом споров между археологами и городскими службами: найденные артефакты впервые в истории программы «Моя улица» поставили службы города в тупик.
Работы по созданию нового пешеходного пространства здесь приостановлены. В контейнерах лежат инструменты, за выставленные ограждения заходят исключительно археологи. Они вручную расчищают часть стены храма XVI века.
Это постройка 1556 года. Археологам теперь предстоит решить ее судьбу: законсервировать находку под землей, разобрать и собрать уже на поверхности, выставив на всеобщее обозрение, либо создать специальный атриум для просмотра. Последнее означает, что нынешний проект благоустройства Биржевой площади придется кардинальным образом пересмотреть. Ведь его разработчики оказались не готовы к тому, что под слоями асфальта и земли отыщется такое сооружение.
Зато археологи еще в прошлом году предупреждали проектировщиков — артефактов в этой части города окажется немало.
— Мы четко знали о наличии фундамента храма под землей в этом центральном районе столицы, — говорит генеральный директор Столичного археологического бюро Константин Воронин. — Мы плотно поработали с историческими источниками еще год назад, прежде чем городские службы приступили к реализации проекта «Моя улица» на Биржевой площади. Всю информацию передали проектировщикам.
Археологи признают: сохранность культурного слоя оказалась потрясающей.
— Мы и не предполагали, что она такой будет, — уточняет собеседник «ВМ», — ведь Москву в этой части активно перестраивали в XVIII веке.
Напомним, что часть Москвы, где были сделаны находки, решено сделать пешеходной. Биржевая площадь должна стать частью единой пешеходной зоны от Красной площади и Кремля к парку «Зарядье». В маршрут войдут также Рыбный и Богоявленский переулки. Прогулочная зона соединит парк «Зарядье» с Никольской улицей, которая ведет от Красной площади к Лубянской и закрыта для автомобилей с 2013 года.
Изюминкой Биржевой площади должен был стать фонтан. Однако на месте нынешнего раскопа и предполагалось появление чаши фонтана. Сама по себе она будет неглубокой — под землю уйдет на метр. Однако под ней должна разместиться насосная станция для подачи воды в фонтан. Если действовать по проекту благоустройства, о фундаменте древней церкви можно забыть. Он погибнет под ковшом экскаватора.
Археологи предлагают чуть сдвинуть чашу вместе со станцией и не отказываться от идеи благоустройства. И тут появляется другая проблема — подземный участок оказывается зажат в тисках кабелей и проходящих в этом месте коммуникаций. Перенести их технически очень трудно. Вот и стараются найти выход из сложившегося положения любители старины и строители — либо храм сохранить, либо от проекта не отклоняться.
В Мосгорнаследии отметили, что проект благоустройства пересмотрят. Все-таки прецедент в рамках программы «Моя улица» уже создан — рабочие уступили место археологам. И только любопытные прохожие и туристы недоумевают: что же такое происходит в яме на Биржевой площади? Фотографии неравнодушных горожан и гостей столицы уже заполонили интернет и соцсети. А между тем всего за месяц работы здесь происходит много интересного. Количество найденных на Биржевой площади впечатляет.
БОГАТСТВО АРХЕОЛОГА. БЛАГОУСТРОЙСТВО ПОМОГЛО УЧЕНЫМ СДЕЛАТЬ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
Порядка 200 артефактов удалось обнаружить археологам на Биржевой площади за месяц раскопок, которые проводятся в рамках программы «Моя улица». Несмотря на постоянно льющие дожди, работы по мере возможности продолжались. Как результат — в руках столичных специалистов теперь богатое наследие прошлого, приоткрывающее нам секреты жизненного уклада XII–XVII веков. Для Москвы эти артефакты — величайшая ценность.
«ВМ» рассказывает о самых интересных артефактах Биржевой площади.
НА ПЕЧИ СИДЕЛИ…
В руках исполнительного директора «Столичного архитектурного бюро» Марии Молошниковой глиняные изразцы печи травянисто-зеленого оттенка. Квадратный 400-летний образец украшен цветами и узорами, на прямоугольном — лев. Специалисты говорят — редкость большая.
— Многие видели в музеях белые и синие плитки голландских печей, — говорит Молошникова. — Русские печи покрывались красными изразцами. Найти глазурованные зеленые — удача.
Элементы свидетельствуют о том, что на этом месте Биржевой площади 400 лет назад стоял дом зажиточных горожан. Только такие могли позволить украшать печь так дорого.
— Перед закладкой в горн изразцы покрывали зеленой глазурью, — Мария Алексеевна демонстрирует артефакты, — в процессе обжига они становились гладкими, с отливом.
Мелкие вкрапления блестящей даже сейчас краски говорят о желании тогдашних горожан украшать свои дома.
СЛОЕНЫЙ ПИРОГ
Археологи называют место изучения артефактов раскопом. В каждом — свои находки. Глубже на 10–20 сантиметров — уже более ранний культурный слой, где хранятся тайны XV и XVI веков. Одна из них — часть оружейного замка XVI столетия. Деталь неплохо сохранилась, рядом с ней нашли кожаный чехол, в котором, вероятно, хранилось оружие.
— Когда еще не было Московского царства, здесь располагалось княжество, — говорит генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин, в руках которого черепок. Находку относят к XV веку.
Гладкая поверхность черепка свидетельствует о том, что в емкости плавили медь. Высокие температуры под 1200 градусов сделали покрытие похожим на стекло.
— Подобные находки говорят о том, что на этом месте активно обрабатывали металлы. В первую очередь медь, — рассказывает Воронин. — Железная наковальня, ювелирный молоточек — артефакты говорят, что в первой половине XV века в этой части Москвы процветала металлообработка. В те времена эта местность княжества считалась дальним посадом. Во избежание пожаров такое производство отнесли подальше от основной городской черты.
— По такому же принципу позже, уже в XVI веке, возникла Гончарная слобода. Ее поставили за рекой, подальше от города. По соображениям безопасности, — поясняет Константин Воронин.
Тогда мастеров отправляли за Швивую горку (современные улицы Верхняя Радищевская, Яузская и Гончарная. — «ВМ»).
КОНЯ ЗА ФИГУРУ
Роскошным приобретением можно назвать в те времена и шахматы. Обнаруженная игральная фигура говорит об интересе зажиточных москвичей к заморским развлечениям. Аккуратно вырезанная из рога, фигурка дошла до нас в идеальном состоянии. На ней видны четыре вдавленные точки, остались «ушки».
— Скорее всего, это конь, — говорит Константин Воронин.
В XVI веке в шахматы играли только на деньги, и восточная забава становилась для русских людей способом подзаработать. Архиепископы издавали указы о запрете «бесовского» развлечения. Но на проходящей тогда торговой «трассе», на которой сейчас расположена Ильинка, придерживались другого мнения.
— Шахматная доска с фигурами стоила невероятно дорого, порядка 20 тогдашних копеек, — говорит глава бюро.
За эти деньги можно было купить коня. По мнению археологов, шахматного коня нашли сейчас только потому, что когда-то он потерялся у игроков. Можно представить себе тот переполох, который устроил нерадивый хозяин доски. Вероятно, пропажу искали всем домом.
СТРЕЛЫ ЛЕТЯТ
На днях в более раннем культурном слое археологи нашли наконечники для стрел. Датируют их XIV веком.
В XIV веке Москва стала столицей одного из самых сильных русских княжеств. Для борьбы со своими соперниками — Тверью и Рязанью —и с Литвой Иван Калита, получивший у хана ярлык на великое княжение Владимирское, замыслил перестроить город. Люди смекнули: оборона не помешает. И вот до наших дней доходят металлические наконечники стрел.
— Единственное событие, с которым можно связать находку, — это нашествие на великое княжество Московское войск темника Золотой Орды Едигея в 1408 году, — предполагает Константин Воронин.
В этом же слое археологи нашли монеты времен правления Василия Дмитриевича — сына Дмитрия Донского. Деньги сделаны из меди, как выпускали вплоть до денежной реформы 1410 года. Потом монеты стали меньше по размеру. На участке Биржевой площади обнаружили целую коллекцию монет — и только 6–7 из них медные, в наборе есть и образец золотоордынского периода (серебряные и медные татарские монеты, изготовленные из специальной проволоки).
Монет нашлось немного, ведь Москва часто горела.
— Мы обнаружили слой от пожарища. Это поздний XIV — ранний XV века, — говорит глава «Столичного археологического бюро».
Специалисты предполагают, что наткнулись на остатки усадьбы, сожженной в те далекие годы.
— Деревянная Москва выгорала вся, если случались такие пожары, — говорит Мария Молошникова. — Домики стояли плотно, и если огонь попадал на один, то и другие занимались пламенем. Есть описания пожаров 1547 года, которые уничтожили город на треть. В них говорилось, что тогда людям не к чему было коня привязать. Не оставалось ни одного столба.
ЖЕНСКИЕ РАДОСТИ
Если кто-то считает, что украшений в те давние времена было немного, он ошибается. Москва даже в первые столетия своего существования была большим княжеством. Это был экономически успешный город с богатым пригородом. Критерием культуры той поры считают... да-да, женские украшения. Стеклянные браслеты и перстни носили зажиточные дамы.
— Мы нашли десятки элементов конца XII — начала XIII веков, — рассказывает Константин Воронин. — Встречались и импортные изделия, но в основном везли украшения из Киева.
До нашествия Орды быт москвичей отличало желание показать статус, подчеркнуть его. Сейчас стеклянные изделия можно сравнить с дорогой бижутерией. Находили также бронзовые браслеты. Археологи шутят: мужчины на женщин в старину не жалели денег. А сам сильный пол мог порадовать себя, например, кожаными лаптями. Кстати, среди кожаных изделий, обнаруженных при раскопках на Биржевой площади, — и часть рукавицы. Специалисты предполагают, что ее сделали из голенища сапога.
Еще одно украшение — нательный крест. Его пока не вскрывали, он находится в парчовом мешочке. Археологи предполагают, что вещь очень дорогая, скорее всего, серебряная с камнями. Обнаружили в небольшом раскопе и образец среднеазиатской керамики. Кусочек кухонного горшка отличали от простых глиняных вариантов той эпохи гладкое покрытие и глубокий синий цвет.
— Это довольно дорогой импорт, попадавший в XIII–XIV веках на наши территории, — говорит о связи Москвы с государствами Востока Мария Молошникова.
Несмотря на татаро-монгольские завоевания, торговый обмен развивался. Орде выгодно было поддерживать экономику захваченных городов.
— Маленькие предметы роскоши привозили из Казани и Киева, — в руках у главы бюро уже аккуратное пряслице, сделанное неместными мастерами. — Прелесть археологии заключается в том, что мы не просто находим вещи, а прослеживаем торговые, экономические, бытовые связи.
КУДА ДЕНУТ?
Археологи пока складируют находки в офисе в центре города. Какие-то из них ждут своего часа: монеты должны осмотреть нумизматы, керамику склеить — другие специалисты, а кожаные лапоть и рукавицу предстоит отмочить и отчистить в особом растворе. К каждой старинной вещице применяется свой подход: все зависит от ее состояния, качества, возможности сохранить древние образцы.
— Потом мы проделываем довольно скучную описательную работу, — говорит о буднях археологов Константин Воронин. — Это не видно глазу типичного посетителя музея, но благодаря таким исследованиям горожане узнают о том, что же в столице скрыто под землей.
После всех анализов, исследований и описаний артефакты обретут свой дом. Для них готовится место в Музее Москвы.
ЧТО ЕЩЕ УДАЛОСЬ ОБНАРУЖИТЬ АРХЕОЛОГАМ В ЭТОМ ГОДУ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «МОЯ УЛИЦА»
■ 15 пушечных ядер у Москворецких ворот. Круглые каменные снаряды, датируемые XVII веком, отлично сохранились. А вот от ворот ничего не осталось, только упоминания в исторических источниках.
■ На Бульварном кольце археологи обнаружили медные монеты XVIII века и серебро, спрятанное в шахматной фигуре слона. Шахматный клад, который обнаружили на Пречистенке, относят к эпохе Ивана Грозного. Археологи предполагают, что владелец не хотел хранить деньги в кубышке и спрятал их нестандартным способом — в пустых костяных фигурах.
■ Рядом с тайной комнатой у основания Китайгородской стены нашли свинцовые пули, металлические пуговицы, железную стрелу, пушечное ядро. Сам «слух» — тайную комнату, которая помогала защитникам Москвы в XVI веке подслушивать неприятеля по ту сторону крепостного сооружения, — законсервировали. Он остался под землей в нетронутом виде.
■ Печать питейного заведения «Вытегорский кабак» XV–XVIII веков нашли на Берсеневской набережной. Это первый за всю историю российских археологических исследований старинный предмет такого рода, принадлежащий организации.
■ На Большой Лубянке обнаружили старинное надгробие XVII века, принадлежащее Анне Ртищевой, приближенной царя Петра I. Плита из белого известняка найдена при прокладке водопроводных труб и подготовке к благоустройству по программе «Моя улица». Артефакт увидели в траншее, вырытой вдоль стены Сретенского монастыря. Археологи объясняют уникальность находки тем, что плита не белого цвета, ее фронтальная часть выкрашена синим. Хорошо сохранилась не только краска, читается надпись, высеченная на надгробии.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Леонид Кондрашев, главный археолог Москвы:
Москвичи смогут своими глазами увидеть артефакты, найденные во время благоустройства по программе «Моя улица» 2017 года. Горожанам покажут клад времен Ивана Грозного, кремневый резец эпохи неолита, находки, обнаруженные рядом с тайной комнатой в Китайгородской стене, и артефакты из кабака XVIII века. Выставка «Моей улицы» откроется в Музее Москвы Департамента культуры 15 августа — в День археолога. Всего выставят около полусотни экспонатов.
ЦИФРА
1000 находок с Биржевой площади еще не обработаны. Когда их изучат, то передадут в музей. Находки «Моей улицы» хранятся в Музее Москвы.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!