Министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Алексей Хрипун: Сейчас время ожидания у кабинета врача — 10–15 минут максимум

Город
Прошедшие недавно медицинские акции по бесплатному обследованию горожан показали, что москвичи стали гораздо больше интересоваться своим здоровьем. Учреждения здравоохранения предоставляют им все возможности для эффективного лечения и профилактики. О главных достижениях столичной медицины и инновационных методах лечения «ВМ» рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун.

— Алексей Иванович, известно, что столичные поликлиники хорошо оснащены технически. Можно ли назвать основные нетехнические нововведения, повлиявшие на развитие первичного звена медицинской помощи?

— Нетехнические нововведения в основном касаются организации процесса. Если коротко, то они направлены на то, чтобы жителям столицы при посещении поликлиники было максимально комфортно, чтобы они в максимально короткое время получали качественную медицинскую помощь и оставались удовлетворены результатом.

— Как это выглядит на практике?

— Человек приходит в поликлинику. Если это пациент с ограниченными физическими возможностями, то при входе в поликлинику должен быть пандус. Доступными для всех посетителей, в том числе имеющих, к примеру, проблемы со зрением, должны быть лифты, санузлы и навигация.

Если пациенту нужно записаться на прием, то он теперь имеет возможность свободно сделать это у информационной стойки — зоны, где раньше располагалась регистратура с маленьким окошечком и сплошной стеной, за которой хранилось огромное количество пыльных амбулаторных карт. Раньше нужно было простоять в очереди в это окошечко, чтобы взять карту, затем проследовать к кабинету, у дверей которого встретить еще одну очередь. На смену этому пришла запись с помощью интернета, в том числе мобильного приложения, с помощью городского колл-центра, звонка в поликлинику или с помощью инфомата в поликлинике.

Если в процессе самозаписи возникают проблемы, их помогают разрешить специально обученные сотрудники, которые всегда должны находиться рядом с инфоматами и могут давать квалифицированную консультацию.

Повысилась комфортность и в детских поликлиниках — например, там по предложению москвичей оборудовали игровые зоны, создали условия для матерей с маленькими детьми, где можно переодеть или покормить ребенка, и так далее.

— Удалось ли победить очереди?

— В коридоре у кабинета врача человек не должен ждать более 20 минут. Сейчас время ожидания — 10–15 минут максимум. Половина пациентов заходят в кабинет раньше назначенного времени. Лишь 4 процента пациентов проводят в очереди на прием 40–60 и более минут. Как правило, это связано с особыми обстоятельствами. Мы движение очереди сейчас знаем даже по камерам наблюдения. Более 4 тысяч камер установлено в городских поликлиниках.

Чтобы максимально высвободить время врача на общение с пациентами, мы стараемся освобождать наших специалистов от функций, не связанных собственно с оказанием врачебной помощи. Эта задача, в частности, решается с помощью медицинских постов, где можно измерить рост, артериальное давление, получить справку или направление на исследование.

В самом кабинете мы стараемся все организовать так, чтобы весь рабочий процесс в кабинете проходил оптимально, без лишних перемещений, действий и потерь времени.

— Все это входит в стандарт московской поликлиники. Как он появился?

— В его основе — пожелания москвичей, высказанные ими в 2014 году в рамках краудсорсингового проекта «Моя поликлиника». Тогда впервые 64 тысячи граждан приняли участие в этом проекте. Мы получили около 27 тысяч предложений на тему того, как должна быть устроена поликлиника. Некоторые были уникальны — к примеру, продлить конкретный автобусный маршрут до поликлиники. А примерно 500 носили универсальный характер, и именно они были обобщены и легли в основу конкретных мероприятий.

— Существуют пациенты, которые по состоянию здоровья находятся дома и при этом не могут прийти в поликлинику. Как организована работа с ними?

— В прошлом году в московских поликлиниках создана отдельная патронажная служба — для обеспечения доступа к постоянному медицинскому обслуживанию маломобильных пациентов на дому. К слову, в данном случае мы опирались на передовой зарубежный опыт — в частности, изучали, как организована подобная служба в США, Испании, Франции и других странах. На данный момент специально выделенные врачи и медицинские сестры посещают уже около 40 тысяч таких пациентов.

Штат патронажной службы насчитывает порядка 120 врачей и около 260 медсестер, которые в рамках выделенного правительством Москвы гранта дополнительно получают к заработной плате 25 тысяч рублей и 15 тысяч рублей соответственно. Специалисты патронажной службы регулярно консультируют пациентов, обучают родственников правилам ухода за такими больными и контролю их состояния, осуществляют соответствующие назначения. В этой сфере у нас много общих дел с социальными службами города. Мы активно взаимодействуем с коллегами по интеграции нашей работы.

— Пациенты, страдающие несколькими хроническими заболеваниями, чаще других попадают в поликлиники и стационары. Для них в московских поликлиниках также реализуется проект, в рамках которого таких пациентов наблюдают отдельные врачи. Насколько успешной оказалась эта инициатива?

— Она показала очень хорошие результаты. Действительно, довольно значительная часть посещений в поликлиниках приходится на пожилых людей, которые, как правило, имеют несколько хронических заболеваний. При этом они же чаще всего вызывают на дом скорую помощь, а при ухудшении состояния — направляются на госпитализацию. Подобных последствий можно избежать, если наблюдение за такими пациентами будет осуществляться системно, а врачи будут знать особенности каждого из них и составлять индивидуальный план лечения. Кроме того, общение врача и пациента в данном случае требует более продолжительного времени. Именно такой подход был реализован при создании проекта по ведению пожилых пациентов с тремя и более хроническими заболеваниями. Для них выделили лучших врачей, прошедших соответствующую подготовку. Пациент может получить рекомендацию даже без посещения врача, позвонив ему или медсестре на мобильный телефон в течение рабочего дня. К примеру, человек забыл схему приема препарата или у него вопрос по режиму питания — все можно решить по телефону, без визита в поликлинику.

Как результат реализации проекта мы видим снижение количества вызовов скорой помощи и экстренных госпитализаций, неожиданных вызовов врача на дом, снижение нагрузки на профильных специалистов. Врачи и медсестры, работающие с такими пациентами, также получают по решению мэра доплату. Это 20 тысяч рублей для врача и 10 тысяч рублей для медицинской сестры.

— Совсем недавно никто не знал, кто такие врачи общей практики, сегодня их уже тысячи. В чем их отличие от привычных нам терапевтов?

— В московских поликлиниках работает почти 3 тысячи врачей общей практики. Еще полтора года назад их было всего восемь человек. Это терапевты, прошедшие переподготовку и расширившие круг своих компетенций. Они владеют знаниями в таких областях, как оториноларингология, неврология, кардиология, урология и других. Врач общей практики может решать часть проблем пациента во время своего приема, не отправляя его к узкому специалисту. Например, у врача общей практики возникает подозрение, что у пациента есть повышенное внутриглазное давление. Раньше участковый терапевт отправил бы его к офтальмологу, а врач общей практики может измерить это давление. В соответствии с грантом правительства Москвы врачи общей практики также получают доплату 20 тысяч рублей.

— Заболевания сердечно-сосудистой системы являются самой частой причиной смертей. Как работает московская «Инфарктная сеть»?

— В эту сеть входят 29 сосудистых отделений в наших ведущих многопрофильных стационарах, в которых также есть отделения кардиологии, неврологии, кардио- и нейрореанимации, ангиографическая операционная, компьютерные и магнитно-резонансные томографы. В половине из них есть нейрохирургические отделения. Все это составляющие сосудистого центра.

Эта сеть создана, чтобы пациенту, например, с острым коронарным синдромом или признаками инфаркта в кратчайшие сроки были выполнены мероприятия по восстановлению проходимости коронарного сосуда или по профилактике возможных нарушений кровообращения.

Созданная система предусматривает быстрый приезд бригады скорой помощи. Диспетчеры центральной станции скорой помощи прошли обучение и по двум-трем фразам могут заподозрить инфаркт или инсульт. По статистике прошлого года, бригаде требовалось меньше 12 минут, чтобы приехать к пациенту.

Бригада заранее готова к тому, что у пациента, скорее всего, инфаркт. У врачей есть планшеты, с помощью которых можно посмотреть электронную медицинскую карту больного, увидеть, какие у него есть сопутствующие заболевания, и получить иную важную информацию.

Бригада скорой связывается с диспетчерской, чтобы понять, где есть свободная операционная, чтобы как можно быстрее привезти человека именно туда, где врачи смогут максимально оперативно произвести все необходимые манипуляции.

— Как оказывается помощь пациентам, перенесшим инсульт?

— В тех же самых 29 подразделениях принимают пациентов с инсультами. В их случае тоже важен фактор времени. Обычно человек поступает в сосудистый центр в течение часа с момента звонка в диспетчерскую. У больных с инсультом «золотое окно» — время, за которое нужно оказать помощь, — немного больше, чем у пациентов с инфарктом. Хотя от двери в приемное отделение до позиционирования инструмента в коронарной артерии должно проходить не более 40 минут. Если это ишемический инсульт — обескровленная зона в мозге — есть около четырех часов, чтобы ввести тромболитик.

Из 29 центров в 9 выполняется операция тромбэкстракции — удаление тромба механическим путем. Эти клиники мы и называем инсультной сетью. Существует также геморрагический инсульт — это более тяжелая сосудистая катастрофа. В значительном числе случаев проблему можно решить хирургически, чтобы повысить шансы на возвращение пациента к обычной жизни. Такие операции тоже выполняются в структурных подразделениях инсультной сети.

Благодаря всему этому больничная летальность от инфаркта миокарда в Москве за три года уменьшилась более чем втрое, а от инсульта — в 2 раза. Количество пациентов, которым удалось вовремя удалить препятствие в кровотоке и установить стент, тоже увеличилось в 3 раза. Это выдающиеся показатели.

— Вторая по частоте причина смертности — это онкологические заболевания. Как за последние годы меняется количество таких пациентов?

— Количество онкологических больных во всем мире увеличивается, но по разным причинам. Конечно, имеют значение экология, характер питания и еще много чего. В том числе — увеличение продолжительности жизни, благодаря которой люди доживают до начала развития тех или иных онкологических заболеваний.

Возможности для лечения онкологических заболеваний постоянно расширяются, а применяемые средства повышают свою эффективность. Многие виды онкозаболеваний полностью излечимы, либо их развитие может быть приостановлено. Совершенствуются и методы диагностики, что, в свою очередь, также приводит к увеличению количества выявленных больных. Количество тех, кому вовремя ставим диагноз — на первой и второй стадиях, — увеличилось по некоторым заболеваниям почти до 60 процентов. Это очень важный показатель — ведь именно ранняя диагностика часто предопределяет успешность лечения и зачастую позволяет полностью вылечить пациента.

— Каковы последние достижения в области лечения онкобольных в Москве?

— Современный подход к лечению онкозаболеваний основан на трех составляющих. Хирургические технологии включают применение оборудования для максимально точного и нетравматичного для пациента удаления опухоли. Появилось даже такое понятие, как видеоэндоскопическая хирургия.

Второе достижение — химиотерапия. Есть множество лекарственных препаратов, позволяющих остановить или прекратить рост опухолевой клетки. В частности, речь идет о таргетных препаратах, которые действуют на конкретную клетку. Это дорогостоящие препараты, которые онкобольные в Москве получают бесплатно.

Третье достижение — лучевая терапия. Не та, о которой мы знаем не один десяток лет, сопровождающаяся множественными осложнениями. Речь идет о высокотехнологичных методах, суть которых в подведении к опухолевому очагу узкого пучка лучевой энергии, который не повреждает другие ткани.

Результат применения всех этих технологий — увеличение годичной выживаемости за последние семь лет на 10 процентов. Примерно такой же рост пятилетней выживаемости. Это тысячи продленных жизней. Правительство Москвы выделило грант поликлиникам, которые лучше всего ставят ранний диагноз рака.

— Как обнаружить рак на начальных стадиях, если симптомы почти не проявляются?

— Московская поликлиника может обнаружить проблему рано, если врач что-то заподозрит при общении с пациентом. Наши онкологи учат работников первичного звена онкологической настороженности. Эффективный метод — онкологический скрининг, массовое обследование практически здоровых людей, которое иногда позволяет выявить признаки или предрасположенности к некоторым видам онкологических заболеваний.

Один из наиболее известных методов — анализ крови на содержание простатспецифического антигена у мужчин. Превышение нормы может указывать на вероятность наличия злокачественного образования в простате. Анализ на наличие мутаций в генах BRCA позволяет выявить группу женщин, потенциально подверженных раку молочной железы и яичников.

Мы регулярно проводим дни диагностики разных заболеваний, в том числе и онкологических. К примеру, 17 и 18 марта мы проводили массовую акцию по раннему выявлению онкозаболеваний у мужчин и женщин, обследование прошли около 16 тысяч человек. Мы будем продолжать эту работу и в дальнейшем.

— В Москве трудятся лучшие специалисты, но и среди них есть передовики. Сколько человек носят почетное звание «Московский врач»?

— Статус «Московский врач» пока что присваивается по 15 специальностям, но перечень будет расширяться. Претендент проходит сложные оценочные процедуры: тестирование — около 3 тысяч вопросов, проверка практических навыков — около 300 манипуляций, клиническая задача — около 500 вопросов, а еще портфолио и прохождение комиссии. Сегодня статусом обладают 165 человек. Пока сдают не более 20 процентов из тех, кто заявился. Проект направлен на стимулирование самообразования. 15 тысяч рублей к зарплате, знак отличия, статус, фото на сайте и в списках лучших врачей — все это очень весомо. Москвичи узнают, что это за врач и какой экзамен он сдал, соответственно, пациенты хотят к нему попасть. Кадровые перспективы такого врача тоже выше. Вот такой экзамен — бесплатный, добровольный, строгий.

СПРАВКА

Объемы высокотехнологичной медицинской помощи увеличились в 4 раза, в 5 раз выросло финансирование. Динамика роста отдельных видов ВМП гораздо выше. Например, количество операций по эндопротезированию крупных суставов увеличилось в 20 раз за последние семь лет.

В перечень ВМП входят почти 1500 методов лечения, которые используются в 48 московских стационарах. Среди наиболее технологичных методов можно выделить хирургию с использованием робота «Да Винчи», а также сверхточную лучевую терапию с помощью аппарата «Гамма-нож».

ЦИФРА

10 тысяч медицинских специалистов смогут в этом году пройти курсы на кафедрах повышения квалификации врачей.

amp-next-page separator