Москвичка Мария Тюнина покупает сладости в киоске новогообразца в переходе станции метро «Римская» / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Столичные музеи и точки общепита все чаще занимают минусовые этажи

Город
Кафе и рестораны, арт-пространства, магазины все чаще открываются под землей. Самые удачные примеры эффективного использования той части города, которая уходит глубоко вниз, привел москвовед Александр Васькин.

По словам москвоведа, в Москве эксплуатация подземных пространств пока не нашла широкого распространения.

— Наше советское прошлое говорит о том, что нет у нашей страны большого опыта в этой сфере. Сейчас такая практика развивается, но каких-либо арт-пространств, культурных центров, которые занимают подземные помещения, пока мало, — утверждает Васькин.

Он отметил, что один из ярких примеров использования подземных пространств — «Бункер-703», который расположился под неприметным двухэтажным зданием в Замоскворечье. Он был построен еще в середине прошлого века в качестве защищенного хранилища документов, имеющих особую государственную важность. Использовался до 2005 года.

— Сейчас бункер, расположенный на глубине 43 метров, рассекречен, в нем создан музей. Помимо прочего, в бункере проводятся выставки и образовательные лекции, — рассказывает Васькин.

Еще один пример эксплуатации подземных пространств — торговля в подземных переходах метро. В недавно обновленных киосках горожане могут купить одежду, канцтовары, продукты питания и даже электронику.

— Но самая распространенная практика — создание в таких местах ресторанов и кафе. Например, существует известный советский ресторан «Арагви» на Тверской. Дом, в котором он расположен, сталинской эпохи. Недавно там была реставрация, в ходе которой обнаружились старинные палаты XVII века. В итоге древнюю кладку вписали в интерьер заведения, — рассказывает москвовед.

По мнению Васькина, практика, когда предприятие общественного питания устраивают в старинных интерьерах, может весьма успешно применяться в будущем.

— Это тот случай, когда рестораторы и реставраторы совместно, применив творческий подход, создали новое пространство, — продолжает Васькин. — Я уверен, что такой подход надо развивать. Потому что эти уникальные места вплетаются в городскую ткань. Представьте себе вполне музейный интерьер, а в нем сидят люди и едят, например, совмещая таким нехитрым образом приятное с полезным. И я уверен, что, если в таком направлении будет развиваться использование подземных пространств, мы сможем не просто открывать историю, но и делать ее живой, близкой, — заключил москвовед.

amp-next-page separator