Сергей Собянин: Меняем культурное пространство
— Сергей Семенович, в минувшую среду Владимир Владимирович Путин проводил на ЗИЛе заседание президентского совета по физической культуре и спорту. Почему на бывшем заводе, а не в «Лужниках», например?
— Сегодня ЗИЛ стал новым спортивным центром Москвы. Здесь расположен Музей хоккея и стадион «ЦСКА Арена», один из лучших в мире. А в 2017 году открылся Центр синхронного плавания под управлением олимпийской чемпионки Анастасии Давыдовой.
— Эти спортивные сооружения предназначены для профессионального спорта, а будет ли построено на ЗИЛе что-то для обычных москвичей?
— В конце этого — начале следующего года мы планируем завершить строительство бассейна с зоной водных развлечений, который будет принимать всех желающих. Надеюсь, что он будет таким же популярным, как знаменитая «Чайка» у метро «Парк культуры», только еще более удобным и современным.
— О чем вы докладывали президенту?
— О развитии физкультуры и массового спорта в Москве. За последние годы мы в два раза увеличили число общедоступных спортивных сооружений — уличных тренажеров, велодорожек, лыжных трасс и катков с искусственным льдом. Все это стоит сравнительно небольших денег, но приносит отличный результат. Число москвичей, регулярно занимающихся физической культурой, выросло тоже в два раза — до 4,5 миллиона человек.
— На прошлой неделе выставочный зал «Манеж» принимал IV Московский культурный форум. Каковы его основные итоги?
— Мы пережили достаточно волнительный период, когда в обществе не утихали дискуссии о судьбе театров, музеев, библиотек и других учреждений культуры. Считалось, что в эпоху Интернета у них нет будущего. Зачем нужен театр? Классическая история, достаточно затратная, сложная и не такая уж масштабная с точки зрения вместимости зрительных залов. Но все эти споры заканчиваются, когда видим отношение людей к искусству — они голосуют своими эмоциями. Сегодня театры живут новой жизнью, ставят огромное количество интересных премьер и собирают аншлаги. Число зрителей московских театров выросло на 70 процентов — с 8,6 миллиона в 2012 году до 14,4 миллиона человек в 2018 году.
— Слухи о смерти музеев тоже оказались преувеличенными?
— Абсолютно. С одной стороны, есть масса мобильных приложений, с помощью которых ты в любое время можешь совершать виртуальные экскурсии по лучшим музеям мира. Не нужно никуда ехать. С другой — людям хочется вживую прийти и прикоснуться к искусству, посмотреть подлинные вещи, а не картинки, окунуться в атмосферу эпохи. Сегодня московские музеи динамично развиваются. В эти хранилища старины органично входят мультимедийные, интерактивные технологии, которые особенно привлекают молодых посетителей. Мы запустили проект «Музеи — детям», чтобы учащиеся могли бесплатно посещать музеи и выставочные залы города.
— Происходит перезагрузка библиотек. Как удалось вдохнуть в них новую жизнь?
— Действительно, еще недавно библиотеки доживали свой век и потихоньку готовились к тому, что не сегодня-завтра их закроют, а взамен откроют что-то другое, но уже не из области культуры. Для чего нужны эти стеллажи с книгами, если любой школьник может свободно зайти в Интернет, электронную библиотеку и скачать то, что ему нужно или интересно? Оказалось, что даже небольшие ресурсы способны преобразовать старое библиотечное пространство в новый культурный центр, объединивший вокруг себя многих людей. Они приходят туда почитать книги, послушать музыку, встретиться с любимым писателем, да и просто пообщаться в уютном месте за чашкой кофе.
Возрожденные библиотеки — новые привлекательные точки на культурной карте города и прежде всего районов. За последние годы мы перевели в новый формат работы 52 библиотек. Еще в 29 библиотеках в этом году идет ремонт.
То же самое касается домов культуры, оставшихся с советских времен. После реконструкции они наполнились новым интересным содержанием, стали притягательными для жителей.
— Город взялся за улучшение материально-технической базы учреждений детского творческого образования. Это было несколько неожиданно, поскольку московские школы дополнительного образования нормально существовали. Или так только казалось?
— Честно говоря, на протяжении многих лет ими всерьез вообще не занимались. Считалось, ну ладно, они живут сами по себе, не плачут — и слава богу.
Но когда мы поговорили с родителями, учащимися, педагогами, то ощутили колоссальный спрос на развитие музыкальных и художественных школ. В результате родился большой проект «Искусство — детям». Мы впервые начали реставрацию, реконструкцию и капитальный ремонт этих школ, обеспечение их современными музыкальными инструментами, создание комфортной образовательной и эстетической среды. Московская система творческого образования — самая крупная в мире. Наши дети и их педагоги — самые одаренные, и они достойны иметь самые лучшие условия для реализации талантов.
— Главной темой Форума-2019 стала культура в районе. Новая идеология, новые форматы…
— Мы привыкли думать, что московская культура сосредоточена в районе Тверской, может быть, плюс-минус еще на паре центральных улиц. На самом деле культурные учреждения — а их больше десятка тысяч — разбросаны по городу. Как правило, в пределах МКАД достаточно пройти 10 минут пешком, чтобы посетить ближайшее учреждение культуры. Однако даже этой огромной сети нам показалось мало. Вместе с москвичами мы решили, что культура должна выйти из стен театров и других учреждений и влиться в общественное пространство районов и города.
— Но ведь прежде надо было изменить само это пространство?
— Да. Представьте себе типичную московскую улицу образца 2010 года, заставленную машинами, ларьками, рекламой, с перекошенными тротуарами. Могла ли культура туда прийти? Да она просто шарахалась от этих площадок. За последние годы мы качественно благоустроили сотни улиц и парков, и это дало возможность проводить культурные мероприятия под открытым небом. Астрономическая цифра — 125 миллионов отдыхающих в парках культуры каждый год. Это их пространство, в котором они чувствуют себя комфортно.
В противном случае люди бы туда не приходили, а парки по-прежнему были бы заставлены шашлычными и чебуречными.
— Благодаря качественному общественному пространству несколько лет назад появился проект «Московские сезоны». Что послужило расширению его географии?
— Открытые уличные фестивали стали новой традицией Москвы, и москвичи все чаще нам говорили: «Приходите к нам, в наши районы, — не в центр, куда мы едем на работу или раз в год посещаем какие-то культурные учреждения, а туда, где мы живем». Так мы начали создавать фестивальные площадки не только на Манежной, Тверской и Пушкинской площадях, но и в районах. Результат оказался потрясающим. К примеру, площадку в Новокосине посещает больше народу, чем на Манежке. Фестивальные площадки за пределами Садового кольца являются центром притяжения для жителей наших немаленьких районов, каждый из которых по численности сравним со средним российским городом.
— Так что же представляет культура шаговой доступности? Каждому району — по фестивальной площадке городского масштаба и Большому театру?
— Площадки для проведения местных праздников, фестивалей, выступлений артистов — да, обновленные библиотеки, дома культуры, школы искусств — да, благоустроенные парки и улицы — да. Что касается Большого театра в районах, то вы, конечно, погорячились. Но это не значит, что профессиональному театру нет места за пределами Садового кольца. Недавно мы презентовали новые проекты — «Театр в школе» и «Театр в моем районе». Артисты уже дали для школьников и педагогов 56 спектаклей и 47 мастер-классов. А профессиональные театры будут ставить спектакли на сценах районных культурных центров. Рассчитываем, что эта возможность заинтересует прежде всего молодых режиссеров и исполнителей. Город в свою очередь выделяет для этого целевое финансирование.
— Это хорошая идея в Год театра. Что еще интересного ожидает столичную публику?
— В московском плане Год театра — порядка 100 основных мероприятий: фестивали, мастер-классы режиссеров и художников, показы студенческих работ, театральные вечера, выставки, выпуски книг, конкурсы зрительских рецензий, юбилейные вечера и другое. Продолжим традицию уличных спектаклей и представлений, которые пользуются популярностью у посетителей фестивалей «Московские сезоны». Выходя на улицы, театры в каком-то смысле возвращаются к своим истокам. Ведь и Шекспир когда-то ставил свои пьесы под открытым небом. И для нынешнего поколения артистов, особенно молодежи, уличные представления могут стать еще одним — причем самым коротким — путем к зрителю.