Первыми вагонами, в которых использовалась сцепка Шарфенберга, были вагоны типа «Д», использование которых началось в 1955 году / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Немецкая сцепка на русский манер. Как соединяются составы в метро

Город
19 сентября корреспондент «Вечерки» узнал, как изобретение немецкого инженера прижилось в московском метро.

В технике часто случается так, что незначительные, на первый взгляд, детали играют очень важную роль в общей конструкции и оказываются настолько технологичными и эффективными, что служат долгие годы. Именно так произошло с автосцепным устройством, которое используется в московском метро.

— В 1935 году, когда вышли на линию первые отечественные вагоны метро, перед инженерами стояла задача выбора сцепного устройства. В идеале стремились к тому, чтобы сцепка обеспечивала сразу механическое, пневматическое и электрическое соединение вагонов. Однако надежной конструкции тогда предложить не удалось и применили классическую железнодорожную схему: сначала вагоны стыковались механически, а потом соединялись электрические цепи и шланги пневматики, — рассказал директор народного музея метро Константин Черкасский.

Оптимальное решение проблемы было найдено неожиданно. В 1945 году, после Победы в Великой Оте чественной войне, в Московский метрополитен по репарации поступили немецкие вагоны, в них использовалась сцепка конструкции инженера Карла Шарфенберга. Она названа по имени своего изобретателя. Преимущество такой системы в том, что за счет формы передней поверхности сцепке удается избежать перемещения как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Эта особенность позволяет безопасно размещать на ней электрические разъемы и фланцы трубопроводов.

Первыми вагонами, в которых использовалась сцепка Шарфенберга, были вагоны типа «Д», использование которых началось в 1955 году.

— Наши инженеры усовершенствовали конструкцию автосцепки, улучшили ее надежность и эксплуатационные характеристики, — отметил Черкасский.

Такая сцепка нашла применение не только в метро, но и на наземном транспорте.

Поскольку данное устройство используется на протяжении многих десятков лет во многих странах, среди железнодорожников сложилась определенная устная фольклорная традиция, и устройства получили свои имена. Например, в Германии сцепку Шарфенберга сокращают до названия «шаку», от немецкого слова Scharfenbergkupplung. В России же ее именуют «шарфом», имея в виду не теплый элемент одежды, а сокращение фамилии создателя.

СПРАВКА 

В США и странах Латинской Америки широко применяется автосцепка изобретателя Эли Джаннея.

Она была запатентована в 1873 году и получила широкое распространение в Китае, Корее и во Вьетнаме. В Японии ее используют с середины 1920-х годов. А вот в Индии на ее основе создали свою технологию, приспособив ее к работе с винтовой упряжью. 

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator